Николай Коновалов попал в Чернобыль летом 1987 года.
Поначалу никто из их команды «партизан» (так называли переподготовщиков) и не предполагал, что их отправят на ликвидацию последствий катастрофы. Сборы, всех собрали на пересылке в ст. Динской, переодели, посадили на поезд – и вперёд. Проснулись – вот он Чернобыль!
Николай - тракторист из совхоза, что в пос. Каменном Тихорецкого района, был назначен шофёром на «Камаз», который вывозил радиоактивный мусор с территории атомной станции к могильникам.
Машина для таких опасных перевозок была не оборудована – не было защиты в виде свинцовых щитов, которые бы спасали от радиации, не было нормативов, согласно которым планировались бы выезды. Это потом уже учёные посчитали, что один водитель в сутки может без особого риска для здоровья совершать два выезда. А тогда за рулём «Камазов» водители проводили с пяти утра до самого вечера, осуществляя по шесть-семь рейсов. Всего за время работы на АЭС Николай вывез примерно 1500 тонн радиоактивного груза.
Вывозили элементы разрушенных взрывом перекрытий, которые безбожно фонили. Сколько шло от них излучения, никто водителям не говорил – вези, да и дело с концом. Вот и везли. Стояла страшная жара до 48 градусов. Вся территория АЭС была поделена между воинскими частями на сектора, каждая часть очищала свой сектор.
Так пролетело два месяца, после чего всех заменили и отправили домой. Платили на АЭС за работы, как в армии рядовому на службе, – 3 рубля 80 копеек в месяц. И это при том, что люди теряли здоровье – у многих шумело в ушах, давило голову и сердце.
Когда Николай вернулся в свой район, то в фастовецкой больнице к нему отнеслись с огромным вниманием. Никогда ему не забыть кардиолога Лидию Реброву. То, что он выжил, Николай считает её заслугой.
- Она и подняла меня! – говорит он.
С тех пор пролетело уже много лет, но Коновалов помнит всё, как будто это произошло вчера. Напоминает об этом и орден Мужества, которым его наградили. Но здоровье уже не вернёшь.