Рассмотрел достоинство копейки именно он. В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не 1/2 деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах.
Давно накаляла эта ситуация. А на днях просто взорвала. Вот как все начиналось. Захожу вечером в один из супермаркетов. Покупаю минимум, необходимый для семейного ужина, расплачиваюсь тысячной купюрой. Продавец, мило улыбаясь, отдает чек и сдачу… не всю. В кассе мелочь есть, даже 10-копеечные, но, судя по моему чеку и выданной сдаче, продавец не нашла для меня четырех «десюнчиков».
Одолжили мелочь насовсем
Людей в магазине много. Все спешат домой и все спешат поужинать. Внутренний голос подсказывает: "Не будешь же из-за мелочи шум поднимать? Не стала… Но осадок остался. И мне даже показалось, что я это прямо в голос буркнула: "Почему должна принимать как должное отсутствие на кассе разменной монеты? И почему получение законной, пусть и мелкой, сдачи считается чуть ли не плохим тоном?
Интересно то, что на следующий день ситуация повторилась. Потом я поняла, что так было и раньше, ведь я просто, как и все "прибыльные" для продавцов клиенты, молча сгребала сдачу и шла домой.
На этой же неделе передо мной парня нагло обсчитали на полрубля. Он, было, попытался забрать свою сдачу, но его быстро «поставили на место», мол, давай под расчет! Решила давать под расчет. На кассе: "С вас 127 руб. 30 коп.", а у меня 150 руб. Я предложила к 150 рублям 7,5 руб., на что кассир сказала "не надо". Дала мне чек и сдачу… опять неполноценную - 22 руб., вместо 22 руб. 70 коп. Одолжила мои 70 копеек насовсем...
Все мы отчасти крепостные
Если вспомнить финансовую реформу Петра I, крепостные помещиков платили подушную подать государству 74 копейки! Видимо, мои 70 копеек и есть мой налог.
Вторым шагом на пути к честной торговле стал выбор другого магазина. Может, в первом магазине предвзято относятся к покупателям?! И в другом, и в следующем обсчитали. С улыбкой…
Пришлось обойти все магазины в микрорайоне, провести, так сказать, эксперимент: клиент-молчун забирала сдачу и так же молча вела подсчет, где и на сколько обсчитали. Ведь на юридическом языке это действие квалифицируется не иначе, как обсчет.
Проверка на вшивость продолжалась месяц. Мой кошелек потерпел убытки благодаря магазинам на 18 рублей 26 копеек.
Деньги любят счет!
Если взглянуть на эту мелочную проблему с позиции экономики, получается забавная арифметика. Пропускной потенциал супермаркета составляет несколько тысяч покупателей в сутки, возьмем навскидку 4 тысячи (из 8 возможных в нашем микрорайоне). Если каждый из этих четырех тысяч оставит на кассе по 10 копеек, не трудно сосчитать, сколько "левой" мелочи осядет в кассе в конце смены - 400 рублей. И, прошу заметить, так из смены в смену! За месяц набежит 12 тысяч рублей. А ведь мы часто оставляем и по рублю и больше! Скажете, не стоит мелочиться?!
Каждому из нас по-разному достаются «мани», маленькие, большие, но (во всяком случае, говорю за себя) они честно заработанные! Раз нам бесплатно не отдают при случае товар или за две трети его стоимости, то и сдачу имеем право получать полностью, каков бы ни был ее размер.
На защиту маленькой денежки!
Не хотелось цапаться из-за мелочей, но, знаете ли, накипело... Пошла за консультацией к юристу. Может, это я отстала от моды в торговле, может, так и должно быть, раз все молчат?!
- Человек подает на кассе сумму, которая больше той, что указана на ценнике, хотелось бы узнать в такой "товарно-денежной ситуации", какие права у покупателя и продавца?
- Отказ продавца принять оплату в виде любой денежной купюры означает отказ от заключения договора купли-продажи, который по Гражданскому кодексу Российской Федерации приравнивается к публичному договору. Отказ продавца от заключения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю требуемые товары или услуги не допустим (п.3 ст. 426 ГК).
- А это считается нарушением?
- Естественно. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п.4 ст. 445 ГК РФ.
- А вообще должна ли постоянно быть в кассе разменная монета?
- Продавец обязан иметь или обеспечить сдачу в любое время работы магазина, в том количестве, которое необходимо для расчета с покупателями. Согласно письму Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 о правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами в количестве, необходимом для расчетов с покупателями.
Более того, в другом документе - Письме Правительства от 17 марта 1994 г. №1-314/32-9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли" - запрещается предлагать покупателю вместо денежной сдачи любые товары или требовать от потребителя самостоятельно разменивать деньги.
- Если меня вдруг пошлют за разменом, я вправе отказаться и ждать, когда продавец сходит сам за мелочью?
- Конечно, именно кассир должен разменять деньги и предоставить покупателю сдачу. Если же кассир этого не делает, значит, он отказывается от продажи товара, а это является, как мы уже говорили, серьезным нарушением прав потребителя, и можно смело требовать жалобную книгу, где все подробно изложить.
- А если продавец не всю, так сказать до копейки, отдает сдачу?
- Вы вправе требовать всю свою сдачу до копейки. Самое главное, проверяйте деньги, не отходя от кассы. Ведь в случае, если вы обнаружили недочет уже отойдя от кассы, доказать свою правоту будет гораздо сложнее.
Постоянная недодача сдачи - своего рода хитрый маркетинговый ход продавцов. С одной стороны, это подстраховка от недостачи в кассе, а с другой - легкая прибыль, но, как мы уже доказали, незаконная прибыль.
Итак, у продавца нет сдачи, и он отказывается производить расчет за товар и продавать товар:
требуйте книгу жалоб и предложений и делайте запись об отказе продавца продать вам товар по причине отсутствия сдачи;
если книгу не предоставили (и даже если вам удалось сделать в ней запись, но вы не удовлетворены этим), обращайтесь в Роспотребнадзор или Общество защиты прав потребителей. Результат проверки Роспотребнадзор сообщит в письменной форме;
если из-за отказа продавца от заключения договора купли-продажи покупателю причинен существенный моральный, материальный ущерб или нанесен вред его здоровью, а продавец отказался удовлетворить требование потребителя возместить ущерб добровольно, смело подавайте иск в суд. Суд будет на вашей стороне.