Анатолий АКУЛОВ - постоянный автор рассказов на нашем сайте о флотской жизни, о других странах, о море. Он жил в Тихорецке и учился в школе 34. Сейчас живёт в Эстонии, Таллинне. Член Общества Русских Литераторов Эстонии.
Сегодня он предлагает вам ещё один свой рассказ.
В далёком 1968 году я работал на БМРТ «Юхан Лийв» вторым механиком. Это судно строилось в Николаеве. Два месяца продолжалась приёмка судна, и за это время в машине сложился довольно дружный сплочённый коллектив.
Рейс был на Джорджес-банке, где наши промысловые суда ловили селёдку. Мотористами работали Валентин Батухно и Николай Пучков, а котельным машинистом - Толя Панченко.
На приёмке вместе с техническим снабжением я получил молочный бидон на 40 литров. Что в нём было, я уже не помню, но он стоял у меня в кладовой, где были инструменты, всевозможные запасные части и расходный материал.
Мне нравилось это место. Здесь я соорудил себе небольшой столик, закрывал двери, чтобы поменьше было шума, и сидел за импровизированным столом, писал отчёты, проверял инвентарные книги. Всё это происходило во время несения вахты. Время вахты проходило незаметно, а заодно выполнялись текущие дела второго механика по судовой отчётной документации.
Однажды я что-то искал из запасных частей, и мне помешал бидон, который стоял в дальнем углу кладовой. Он был пуст, и я всегда легко отодвигал его в сторону.
Но в этот раз эту операцию сделать мне не удалось. Бидон не хотел отодвигаться и подавал признаки того, что он чем-то заполнен.
Я решил открыть крышку, и, когда она приподнялась, то мне в нос шибануло острым хмельным запахом. Присмотревшись, я увидел, что бидон на две трети заполнен тёмно-бурой жидкостью. Зачерпнувши из бидона кружкой, удостоверился, что там находится закваска для пива. Процесс брожения только начался, и у меня было достаточно времени для выяснения, кто и когда заполнил бидон и оставил его в кладовой для «созревания»?
За несколько дней до обнаружения этой находки ко мне несколько раз обращался мой старший моторист Валентин Батухно:
- Николаевич, дай ключи, надо взять тонкий паронит на прокладку!
- Возьми, паронит лежит на верхней полке!
И такие просьбы повторялись несколько раз в течение последних трёх-четырёх вахт.
То какой-то спецключ взять, то материал прокладочный, то тонкую наждачную бумагу.
Я всегда доверял ключи своему мотористу и ходил с ним в кладовую в исключительных случаях. Кроме него, ключ доверялся судовому токарю, а остальные члены машины посещали это «святое» место только в сопровождении второго механика.
Во время вахты мы довольно часто обсуждали вопрос изготовления пива в морских условиях и «знатоки» уверенно щеголяли своими знаниями в этом вопросе.
А у Валентина частенько вырывалась реплика:
- Надо было бы в Николаеве прихватить десяток пачек мальтозы, вот и были бы с пивом!
На эту реплику сыпались возражения, типа:
- Да, было бы неплохо, а где же запаришь для брожения? Нужна хорошая ёмкость!
- Лучше бы использовать бидон, литров на 40-50, да где его возьмёшь?
Я слушал все эти разговоры, и мне даже в голову не пришла мысль, что все эти намёки делались для прощупывания почвы, потому что они уже давно присмотрели этот молочный бидон.
Теперь нужно было прозондировать, как к этому относится второй механик и приступать к делу. В предыдущих рейсах мы изготавливали пиво из мальтозы, а из соков, которые получали в 3-литровых банках, готовили «вино». Для этого туда нужно было бросить в банку сока пригоршню проса и ждать, когда «вино» созреет.
Если честно, то меня не нужно было бы уговаривать изготовить пиво, а мотористы почему-то постеснялись предложить, и решили «запарить» пиво без меня, а сообщить об этом потом, когда оно созреет.
Но меня обидело то, что они меня не информировали, а решили преподнести сюрприз.
Отсюда и походы за инструментом, паронитом и прочим в кладовку второго механика.
Когда я всё это проанализировал, то мне стало забавно и смешно: «А как же теперь они будут себя вести? Они ведь не догадываются, что я обнаружил их «закваску».
В течение вахт следующих дней было несколько попыток взять у меня ключи и наведаться к заветному бидону, но я постоянно ходил туда вместе с ними.
Они брали то, что им было нужно, и страстными взглядами смотрели на бидон, ласково к нему прикасались, но не двигали, а мне было так смешно, что я еле сдерживал себя, чтобы не рассмеяться. Я уже знал из их же рассказов, что пиво ещё не готово, и ждал срок его вызревания с неменьшим вожделением, чем мои мотористы и кочегар.
Немного о рецепте приготовления.
Это процесс, посредством которого в определённую ёмкость заливают воду, температурой до +75 градусов Цельсия, добавляют солод (или уже готовый солод-мальтозу). Затем в сусло добавляют хмель, придающий пиву приятную хмельную горечь и аромат!
Используются высушенные шишки соцветия женских растений хмеля или специальный гранулированный хмель. Присутствие хмеля благотворно влияет на биологическую стойкость и пенность пива.
Мои предприимчивые мотористы запаслись всеми этими ингредиентами и заквасили пиво по полной классической схеме. Единственно, они не учли, что не проинформировали об этом своего второго механика.
Затем сусло охлаждается и немного насыщается воздухом для роста дрожжей на стадии брожения - для этого они и бегали в кладовку. Брожение проходит в герметичной ёмкости, и через несколько дней, когда брожение совсем закончится, молодое пиво разливают по бутылкам, добавляют сахар или мёд, закупоривают и оставляют дображивать.
Не знаю, собирались ли они разливать пиво по бутылкам, но то, что оно получилось великолепным, я узнал один!
В положенное время, во время вахты, потом после вахты и в течение всего времени до следующей вахты, я дегустировал домашнее пиво, которое получилось отменного качества. Вкусом, крепостью и ароматом оно не уступало лучшим образцам берегового производственного пива! Мои мотористы подозрительно переглядывались и не понимали моего весёлого настроения, а жаль!
Хотя и хорошо было пить этот прекрасный напиток, но я превратил его через несколько часов в обыкновенную пивную барду, плеснув в молочный бидон столько чистой воды, сколько выпил пива!
Было жалко напитка, жалко ребят, но мне захотелось немного их проучить, ведь я не знал тогда, что они собирались мне об этом сообщить в конце созревания, а я их опередил!
Теперь пришла моя очередь наблюдать, когда они на следующий день снова попросили у меня ключи от кладовки. И я им не отказал!
Видел ли кто-нибудь таких уморительных физиономий, как у моих мотористов, я глубоко сомневаюсь. Удивление, возмущение и недоумение - всё смешалось в одном флаконе, или в одном молочном бидоне!
Вида я не подавал, но меня буквально распирало от смеха, и я выбежал на палубу, чтобы там разрядиться. Мне хотелось признаться и рассказать ребятам, что технология приготовления пива была выше всяких похвал, но сработала система предохранения.
Такое признание грозило мне самыми неприятными последствиями.
Выручило меня то, что я проиграл ситуацию и через несколько дней, словно мимоходом, спросил:
- Да, мужики, хорошо бы пивка попить, у меня и бидон есть для этого подходящий!
- Николаевич, что же ты молчал, ведь у нас есть мальтоза и хмель, только не решались тебе об этом сказать!
- Хорошо, давайте, запаривайте своё пиво, да не трубите об этом по всему судну!
Видели бы вы, с каким энтузиазмом, старанием и тщательностью происходила эта работа.
Возможно, первая «неудача» с пивом внесла какие-то подозрения, но они ничего не поняли. Зато вторая, а потом и другие запарки пива дали отменные результаты.
Пиво получалось хорошего качества, но мне казалось, что первый вариант был самый вкусный!