Тихорецкие альпинисты во время восхождения на Кёль-баши
Мы давно не бывали в этих местах. Последний раз - весной.
Снег тогда был таким глубоким и рыхлым, что на пути к Софийскому перевалу пришлось заночевать. Наутро, перебравшись через речку Софийку, по горло утонули в снегу. Попытались плыть в белых барханах, но идущего впереди Гену Часовского тяжеленный рюкзак утащил в снег. И лишь найдя опору, он выбрался к деревьям. От восхождения пришлось отказаться.
И вот теперь мы вновь собираемся штурмовать Кёль-баши, что в переводе значит «белая голова». Высота горы 3200 метров.
В нашей группе десять человек: Владимир Жданов, его жена Людмила, сын Данил, Геннадий Часовской с супругой Натальей, с сыном Артёмом и младшим сынком Геннадием. А также я с внучкой Аней и опытнейший альпинист Людмила Дёмина.
Когда машина, выскочив из наполненного туманом ущелья, поднырнула под сеть линии высокого напряжения, идущую вдоль дороги, мы удивились – зачем такие мощности, ведь в посёлке Архыз проживает всего 600 человек? Линия крепилась не на опорах, а на канатных оттяжках, теряющихся где-то в окружающих ущелье скалах.
Проскочив посёлок, обрадовались хорошей заасфальтированной дороге - раньше до самого моста через Большой Зеленчук мы били свои ботинки о дорожные камни. За новым мостом, на поляне - так местные жители называют редколесье за рекой - вырос целый городок со спортивными лагерями, базами, магазинами. Повсюду пасутся табуны лошадей изящной кабардинской породы. Ещё несколько лет назад здесь стояли только погранзаставы.
«А сколько жеребят!» - радуется внучка Аня. «Табун без жеребят – мёртвый табун» - цитирует она кого-то. Девочка посещала секцию конного спорта, где много рассказывали об этих удивительных животных.
В посёлке Володя Жданов договаривается с водителем потрёпанного УАЗика. Грузим рюкзаки и с грохотом и жуткой тряской добираемся до тропы, ведущей к нашей вершине. Переправившись через реку, углубляемся в лес. Часа через три хорошей ходьбы подошли к студёному озеру Запятая - таким знаком препинания озеро голубеет, если смотреть на него с вершины. Ночёвка. А рано утром уходим дальше на перевал. В команде осталось двое детей – одиннадцатилетний Данил Жданов и моя двенадцатилетняя внучка Аня. Данил уже опытный альпинист - с отцом он исползал все известные в крае скалодромы. Аня впервые в горах, но мужественно карабкается вверх по горным тропам.
На руках, с помощью ледорубов, лыжных палок, выходим на Кара-джаш (в переводе «чёрный парень») - перевал высотой три тысячи метров. Ане первой, как новичку, предоставляется право выхода. Заветная Кёль-баши висит над нами в облаках. Мы уже ходили на её вершину, но тогда она была укутана снегом, и мы без труда совершили восхождение. А сейчас два снежника образовали острый хребет, по которому и придётся взбираться.
Ане без специальной обуви на вершину не взойти. Остаюсь с ней на перевале, а группа, возглавляемая Володей Ждановым, по снежному лезвию уходит в облака. Мы с внучкой готовим чай на продуваемом всеми ветрами месте. Неожиданно из соседнего ущелья появляются две команды горных туристов из Белореченска и Хадыженска. Полюбовавшись на восходящую в облака ждановскую четвёрку и дав оценку: «Это очень круто, прямо К-2», - туристы уходят вниз. Аня беспокоится: «Там же внизу, у озера, наши вещи, палатка!». Успокаиваю – за десятилетия походов не было ни одного случая кражи.
После восхождения на Кёль-баши возвращается группа Жданова, и мы тоже начинаем спускаться. Как это обычно бывает в горах, неожиданно пошёл дождь – одежда, рюкзаки сразу намокают. Но вдруг из облаков вынырнуло солнце, и всё вокруг засияло яркой изумрудной зеленью!
В посёлке хозяин магазинчика, увидев на мне дымящую паром мокрую одежду, предложил глинтвейна - отказ его немного обидел. Вообще в этот раз радушие местных жителей удивило. Видимо, развитие баз отдыха и посещение их туристами даёт им хорошую работу, делая ещё более приветливыми и гостеприимными.
Но пришла пора прощаться. Вскоре наша машина уже неслась в жаркую степь, оставляя позади удивительные горы и добродушных жителей этих красивейших мест.
Иван ГОНЧАРОВ.