В жизни тихоречанки Людмилы Дёминой было много разных гор. Она смогла покорить Эльбрус, сердца друзей и коллег. А для родных она - олицетворение доброты, любви и нежности.
В том году снега в горах выпало много. В Домбай мы приехали весной. Решили штурмовать Сулахат, известную гору. Её вершина напоминает лежащую женщину с распущенными волосами.
Утром мы были у её южного подножья, там, где снежные “косы” Сулахат свешиваются в Турье озеро. Альпинисты краснодарской группы, стоящей лагерем у озера, не советовали нам идти на вершину с юга. “Огромные трещины на леднике при подходе и лавины уже к 10 утра", – сказали они.
Решили обойти гору и идти на вершину с севера. Путь неблизкий. Но охота, как говорится, пуще неволи.
Обходим мы её под несмолкаемый грохот лавин. Подошли к северному склону уже усталые. И тут перед нами возникла почти отвесная снежная стена высотой с полкилометра.
Мы с Владимиром Ждановым, обливаясь потом, поочерёдно били следы на вершину. Мне посчастливилось первым взобраться на снежное остриё. Следом выполз Володя.
«Всё! - кричу я сквозь лавинный грохот и добавляю: - Мужики, может быть, и выйдут, но женщинам это не под силу. Даже Дёминой!».
Это утверждение было опрометчивым. Из-за снежного гребня показалась синяя каска, а затем разгневанная Дёмина. Она слышала мои слова, и тут мне досталось!
На снежном лезвии перевала мы прослушали лекцию о дискриминации и о том, что все мужики хвастуны. Одна из любимых тем Людмилы Ивановны.
Позже она взойдёт на заоблачный, не любящий женщин Эльбрус, и вообще в её жизни было много разных гор. Никогда альпинистка Людмила Дёмина не отставала от мужчин, не жаловалась на трудности.
Впервые мы встретились с Дёминой на уборке картофеля. В то время я работал председателем профкома на мясокомбинате. Заболел тогдашний председатель профкома зерносовхоза Борис Чалый, и председатель райкома профсоюза АПК Виктор Селеванов предложил нам помочь семье больного убрать картофель.
Ребята лопатами выкапывали клубни, а девчата убирали их в мешки. А я никак не мог оторвать взгляд от шустрой, миловидной профактивистки, которая собирала картофель двумя руками, сразу сортируя. Так собирать картошку могла только моя старшая сестра Зина. Живя в Сибири, мы семьёй накапывали по тысяче вёдер картофеля. Ели сами, кормили домашнюю скотину.
Когда разговорились, то выяснилось, что Людмила родилась и выросла тоже в Сибири, в Омской области, и картофель на её родине был основным продуктом питания. Вот откуда такая сноровка.
В школьные годы она занималась лыжами, участвовала даже в областных соревнованиях. Переехала на Кубань с семьёй. Здесь вышла замуж, чуть ли не десятилетие прожила в Германии, где служил её муж.
Владимир Дёмин рассказывал, что за смелость в отстаивании прав офицерских жён, порядочность и справедливость его жену избрали председателем женсовета части. Вот, оказывается, откуда истоки её лекции на гребне перевала.
Вернувшись из-за границы, Людмила Ивановна работала в управлении сельского хозяйства, без отрыва от производства получила высшее образование. Затем трудилась в аппарате Тихорецкого АПК. После его расформирования ушла в налоговую инспекцию, где работает практически со дня её основания. “Прекрасный специалист, хороший руководитель и организатор!” - говорят о ней коллеги.
Заметил, что хорошо знающие Людмилу Ивановну люди много о ней не говорят. Помню, как её мама Анна Фёдоровна, глядя, как дочь подшучивает над мужчинами, качала головой и восхищённо говорила: “Ой, Люда, ой, Люда!”.
Муж называет её “Моя Люся”. Обе дочери Людмилы Ивановны утверждают, что она “лучшая мама”. Внуки, которых у неё пятеро, рвутся в гости, к «бабушке-празднику», как они её называют.
Альпинисты, с которыми многие годы дружит Дёмина, расхваливая нового члена команды, говорят: «Надёжный, как Дёмина!».
Иван ГОНЧАРОВ.
Пользуясь случаем, редакция газеты «Тихорецкие вести» поздравляет Людмилу Ивановну с юбилеем, желает счастья, здоровья и покорения новых вершин!