Геннадий Зозуля
- В январе 1961 года в столовой Звёздного городка случайно встретился с Юрием Гагариным, поздоровался с ним за руку. Тогда он был лишь одним из первого отряда космонавтов, которых готовили к полёту в космос. Юрий Гагарин запомнился доброй, жизнерадостной улыбкой, которая выдавала в нём простого, доступного человека, - рассказывает о своей встрече с первым космонавтом Земли наш земляк полковник в отставке Геннадий Григорьевич Зозуля.
Каким он парнем был!
Тогда старшему лейтенанту, командиру взвода роты сопровождения грузов Геннадию Зозуле было 25 лет, он участвовал в "обеспечении мероприятий по изучению космического пространства", многие из которых до сих пор засекречены. Геннадий Григорьевич стоял у истоков строительства космодрома Байконур. Как говорится, "вживую" наблюдал за стартами космических кораблей, был знаком с некоторыми известными космонавтами.
Накануне Дня космонавтики, Геннадий Зозуля поделился своими воспоминаниями о Юрии Алексеевиче Гагарине, основанными на личных наблюдениях и общении с людьми, которые очень хорошо его знали. Итак, слово Геннадию Григорьевичу.
Навстречу к звёздам!
Полёт человека в космос не был бы возможен без труда миллионов человек, которые работали над созданием ракет, синтезом горючего, выплавкой специальных сплавов, созданием простых бытовых условий. Их труд концентрировал своей волей Сергей Павлович Королёв - главный конструктор. Не меньшая роль принадлежит и главному теоретику космонавтики Мстиславу Всеволодовичу Келдышу. Тысячи теоретиков под его руководством решали в конструкторских бюро сложнейшие баллистические задачи, связанные со стартом, полетом, пуском летательных аппаратов. Огромный вклад в развитие отечественной космонавтики внёс наш земляк Дмитрий Ильич Козлов.
Мне посчастливилось в те далекие годы быть причастным к великому свершению, полёту первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. След, оставленный его короткой жизнью, переживёт века. Он жил недолго, но так ярко, что невольно возникает мысль о предначертании. Интерес к Юрию Гагарину как к личности не ослабевает, несмотря на то, что попыток объяснить его жизнь как явление было много. Откуда в этом молодом человеке такая гражданственность, трудоспособность, огромная внутренняя сила и организованность и при всём необыкновенная доступность, светлая душевность?
Юрий Гагарин |
Из характеристики на Гагарина - кандидата в космонавты: "Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово - работать…"
Перед стартом были проанализированы характеристики всех кандидатов. Из шестерых выбраны космонавты Гагарин и Титов. Кто из них станет первым космонавтом, официально ещё не было объявлено. Окончательное решение предстояло принять непосредственно перед стартом.
Он сказал: «Поехали!»
Чтобы риски были сведены к минимуму, было проведено пять пробных запусков кораблей-спутников типа "Восток" с подопытными животными и манекенами на борту. Сергей Павлович Королёв самым тщательным образом анализировал причины неполадок, изучал поведение корабля. Он знал: на ошибках учатся, учился сам, призывал учиться других, говорил, что приобретается бесценный опыт маневрирования в космосе.
Заседание Государственной комиссии состоялось на Байконуре 8 апреля 1961 года. Руководитель подготовки доложил, что кандидаты в космонавты готовы к выполнению программы, к ручному пилотированию космического корабля в случае необходимости. Командиром предлагалось утвердить Юрия Алексеевича Гагарина, дублёром Германа Степановича Титова. Комиссия приняла решение единогласно. Полёт назначался на 12 апреля, пилотировать корабль поручалось старшему лейтенанту Гагарину. Вот так, просто и кратко, было сказано об итоге гигантской работы.
В 6 часов 50 минут автобус доставил Гагарина и Титова на стартовую площадку. Ракета стартовала... Сквозь грохот двигателей весь мир услышал звонкий голос советского человека: "Поехали!". Полет завершился успешно.
Остались и наши cледы...
Встреча Гагарина на земле была грандиозной. Сколько в ней было радости, чувства большой победы! Тихоречане тоже причастны к великому свершению в космической эре человечества. Тихорецкая земля дала стране великого сына - Дмитрия Ильича Козлова - создателя ракетно-космической техники, заместителя главного конструктора ОКБ-1, начальника и главного конструктора Центрального специализированного конструкторского бюро.
Дмитрий Козлов с родными на тихорецкой земле |
За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полёта человека в космическое пространство Дмитрию Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали. В 1979 году Дмитрий Ильич, за выдающиеся достижения в создании космических аппаратов специального назначения типа "Янтарь", был награжден второй золотой медалью Героя СоцТруда и орденом Ленина. Лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники. Ветеран ракетной техники. Это только незначительная часть его заслуженных наград.
Почётный гражданин Самары и Тихорецка. Бронзовый бюст Дважды Героя Социалистического труда Д.И. Козлова установлен в нашем городе ещё при жизни Дмитрия Ильича. Он жил в Самаре, скончался 7 марта 2009 года, похоронен на Аллее Героев страны кладбища этого города.
Вместо баяна - самолёт
Интересную информацию о близком соратнике Дмитрия Ильича Козлова, ещё одном нашем "космическом" земляке Геннадии Фёдоровиче Таране, предоставили в Тихорецком историко-краеведческом музее. Бывший директор музея Алла Юрьевна Бабова собрала уникальный материал об этом человеке, ниже публикуем выдержки из его биографии.
Геннадий Фёдорович родился в Тихорецке 10 сентября 1939 года. Вырос в большой и интересной семье. У родителей Фёдора Афанасьевича и Матрёны Михайловны было пятеро сыновей и дочь. Отец работал слесарем на заводе имени Воровского, считался мастером "золотые руки". Он был человеком крепким, основательным и считал, что у человека, кроме работы, должно быть и творческое увлечение. Поэтому в семье Таран каждому мальчишке, как только он подрастал, покупали баян, потому что, по мнению Фёдора Афанасьевича, музыка даёт умение тонко чувствовать и понимать жизнь.
Мать - Матрёна Михайловна - родом из станицы Новорождественской. Она была большой труженицей и непререкаемым авторитетом в семье. В юности управляла самолётом «курузником», обрабатывала колхозные поля, а в 55 лет научилась водить автомобиль.
Геннадий Фёдорович был старшим сыном в семье. Окончив в 1954 году школу №34, он поступил учиться в железнодорожный техникум. Срочную службу проходил в Военно-воздушных силах, летал на самолётах «ИЛ-28» стрелком-радистом.
Из Тихорецка на Луну
После службы в армии Геннадий поступает учиться на заочный факультет Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. Начинал работать в Тихорецком вагонном депо слесарем, затем инженером отдела главного конструктора на заводе имени Воровского.
В начале 60-х годов в Куйбышеве на базе авиационного завода стало формироваться знаменитое ОКБ-1 по организации серийного производства ракеты-носителя Р-7. В перспективе это конструкторское бюро должно было проектировать и строить специальную непилотируемую космическую технику: ракеты-носители, спутники связи, спутники-разведчики. Руководителем этого конструкторского бюро был назначен Дмитрий Ильич Козлов, который и пригласил Геннадия Фёдоровича на работу (кстати, Геннадий Таран был племянником Дмитрия Ильича).
Геннадий Таран, фото 50-х годов |
Советские космонавты готовились к полёту на Луну. Ракета, которая должна была доставить их к ней, была такой громадной, что сборка её проходила прямо там, откуда она и должна была взлететь - на космодроме Байконур. Проект полёта человека на Луну под секретным названием Н-1 привлёк огромное количество специалистов, среди них и наш земляк, тихоречанин - Геннадий Фёдорович Таран.
Молодой конструктор занимался созданием двигательной установки. С середины 60-х годов продолжался этот широкомасштабный и очень дорогой проект. Но после того, как американцы первыми слетали на Луну, интерес к этому полёту отпал сам собой.
«Главные шпионы страны»
Проект закрыли, но остались специалисты, получившие уникальную практику работы с космической техникой. Когда в 1974 году создавалось Центральное специализированное конструкторское бюро, Геннадию Фёдоровичу предложили должность заместителя начальника отдела технологий и материаловедения.
Ракета - не паровоз, то, из чего она создавалась, должно было быть не только устойчивым к условиям космической среды, но и лёгким, изящным, красивым, одним словом, самым лучшим. В 1987 году, за разработку покрытия для крупногабаритных рефлекторов антенн на спутники и организации кооперации по изготовлению оборудования для внедрения, коллектив под руководством Тарана был отмечен государственной премией СССР.
Многие годы всё то, чем занималось предприятие, которым руководил Дмитрий Ильич Козлов и на котором работал Геннадий Фёдорович Таран, было строго засекречено. В узких кругах Дмитрия Ильича Козлова называли "главным шпионом страны". Спутники-разведчики обеспечивали безопасность нашей страны в годы "холодной войны".
Именно поэтому многие годы тихорецкие родственники Дмитрия Ильича и Геннадия Фёдоровича не знали, каких вершин (в прямом и переносном смысле) их близкие достигли и чем занимаются. И только к началу 80-х годов, когда международная обстановка в мире стала не такой напряжённой, тихоречане узнали, что могут гордиться своими знаменитыми земляками.
Фото из архива Тихорецкого городского историко-краеведческого музея.