Удивительные по своей искренности письма лежат передо мной. Они датированы 1943-44-м годами и пришли с фронта, где воевал Николай Николаевич Тетеревенко. Письма, а их всего было 45, проникнуты заботой и любовью к семье: жене Акулине Макеевне и двум маленьким сыновьям, Коле и Юре.
Погиб Н.Н. Тетеревенко 2 сентября 1944 года при выполнении боевого задания. Тральщик "Взрыв", на котором он находился, был атакован и потоплен немецкой подводной лодкой в 32 милях юго-восточнее порта Констанцы, Румыния. Ему было 35 лет…
Мы решили опубликовать выдержки из этих писем, которые лучше всяких слов рассказывают о тяжёлых буднях солдата и том непростом для страны времени. Стилистика писем сохранена.
Письмо от 2 января 1943 года.
"… вчера после жестоких боёв получил твои 2 письма, которые меня просто обижают... Я сижу под разрывами мин, а семья не получает хлеба... Побыли бы здесь те, которые только обещают, они бы отдали. Киля, пишу в землянке, идёт дождь и снег, спешу, меня ожидает письменосец, пока, пиши."
Письмо от 24 февраля 1943 года ( написано на немецкой трофейной постовой бумаге Feldpost).
"Нахожусь на фронте, бьём гитлеровцев, очищаем свою землю, русскую, родную. Я служу на Черноморском флоте заместителем командира группы по политической части.
Письмо от 5 апреля 1943 года.
"Посылаю, Киля, к тебе Приказ о награждении меня орденом Красного Знамени, который ты сохрани."
Письмо от 19 апреля 1943 года.
«Меня командование представило к награде правительственной. Скоро пойду опять бить. Но сама знаешь, война - это есть война, бывают трудности, что и холодно, и голодно, но мы, большевики, можем преодолеть любые трудности."
Письмо от 25 апреля 1943 года.
"…Я знаю, что у вас нет, наверное, обуви, а денег нет. Дети, наверное, ходят босые и ты сама также раздетая. Не жалей моё, что есть - перешивай ребятам, пущай носят, а я жив буду, себе достану…»
Письмо от 25 мая 1943 года.
"…Киля, я был в доме отдыха с 19 по 24 число, чувствую себя прекрасно в здоровье. Но если бы было поближе до вас, не схотел бы и дом отдыха, только бы повидаться с тобой."
Письмо от 16 июня 1943 года.
"…Киля, тебе надо купить на зиму суконную юбку и сапожки. Я буду помогать."
Письмо от 18 июня 1943 года.
"…Как у вас, есть в станице радио или нет, знаете о фронте на Курском и Орловском направлении, что происходит сейчас или нет…»
Письмо от 27 июня 1943 года.
"Киля, скажи Коле, что я теперь тоже хожу с погонами, а то он мне говорил, почему у тебя нет погонов, вот я ему и сообщаю, что получил новую форму и погоны».
Письмо от 29 июня 1943 года.
"…вчера смотрел кинокартину "Как закалялась сталь". Очень хорошая картина, как будет у вас идти, советую сходить и посмотреть тебе с Николаем Николаевичем Тетеревенко.
…Живу по-старому, но очень скучаю. Кругом море и военщина: понемногу воюем, верней, помогаем воевать. Вчера хороший товарищ погиб при выполнении боевого задания, есть раненые, но на войне это бывает часто. Охота попасть бы в Германию, отомстить за всё, что мыла полы и стирала бельё, и за погибших товарищей, и за то, что топтали своими сапогами нашу землю. Ну и дали бы жару их фрау! Мстить и мстить без конца, за поруганную Родину, за то, что родную мать выгнали из дома, в котором я родился и рос".
Письмо от 3 июля 1943 года.
"Дорогая Киля, много у нас бессонных проходит ночей. Проходят они во всякой обстановке. Одну ночь не спал, выполнял боевое задание под обстрелом орудий и миномётов врага, другую ночь не спал, тоже выполнял задание. И приехал утром сегодня, позавтракал, лёг отдохнуть. И ты мне снилась так хорошо, как будто всё наяву…
…Киля, я если получу из ремонта свои часы, я их продам и пришлю тебе деньги… Дорогая жена Киля, прошу тебя, береги себя и детей, будем мы, будет всё нажито…"
Письмо от 6 июля 1943 года.
"Киля, сегодня пишу тебе письмо, а ты запомни, какой был день 6 июля для тебя. Для меня очень был тяжёлый, если бы ты была здесь, я бы тебе рассказал всё. Колю прошу, чтобы он жалел Юрика, не обижал."
Письмо от 26 июля 1943 года.
"…Киля, часы я, наверное, свои не найду, куда-то сбежал мастер и ищет милиция…"
Письмо от 5 августа 1943 года.
"Киля, мне было смешно, когда я писал письмо, что Коля говорит, что меня папа не взял с собой, потому что он не перешёл во вторую группу в школу, вот он чудит, как ему охота воевать с немцами… Ну и Юрка этот ещё хуже балуется, чем Николай. Коля никогда не откалывал таких номеров. Киля, пишу письмо в 12 часов ночи, и как раз сообщили, что наши войска заняли города Орёл и Белгород".
Письмо от 28 августа 1943 года.
"Киля, милая, нет времени, пишу тебе при коптилке… Писать кончаю, коптилка моя коптит невозможно, как бы не вспыхнул бензин".
Письмо от 9 сентября 1943 года.
"Зарплата у меня теперь больше, чем была, но это недавно, с 24 августа. Когда будут деньги, пришлю, сейчас пока нет.
Живём в землянке, стали дожди и холод, сама знать должна, что роскоши не вижу, но ничего, обстановка складывается в пользу нашу кругом на всех фронтах".
Письмо от 17 сентября 1943 года.
"Город мы освободили, после боёв командующий флотом вручал правительственные награды освободителям - краснофлотцам и офицерам. Вчера я получил орден Отечественной войны. Наш батальон отмечен в приказе тов. Сталина. Дочерта же мы набили в городе немцев. Нахожусь в городе несколько дней, но не видел ни одного жителя, совершенно пустой город, видели только несколько собак.
Обнаружили своих товарищей, которые были ранены и попали к немцам в плен. Что они, гады, делали: обливали нефтью и жгли живых! Но которых мы брали в плен, живых тоже не оставляли. Вчера одного фрица спрашиваю, ну как, завоевал Россию? Он только головой крутит и трусится, как поросёнок, но потом, конечно, списали в расход. Движемся вперёд, и близится наша Победа".
Письмо от 2 октября 1943 года.
"Я очень рад, что ты мне сообщаешь, что Коля хорошо учится. Получил 2-й орден, посылаю Приказ, который сохрани".
Письмо от 9 октября 1943 года.
"Я долго смотрел на фото и уже потом вспомнил о пройденном за 10 лет, обо всём прожитом, и такая ты мне делаешься родная, близкая, любимая…"
Письмо от 23 октября 1943 года.
"Пишешь, к тебе пришли два верзилы, возбудили дело. Поясни, о чём шла речь у тебя?"
Письмо от 18 ноября 1943 года.
«...мне тоже охота побыть дома и с вами бы вместе выпить, но что делать, верно, доля наша такая...»
Письмо от 27 марта 1944 года.
"У меня просто голова раскалывается по вас, маме и Марусе. Киля, сообщаю вам, что меня наградили орденом Красного Знамени".
Письмо от 16 мая 1944 года.
"Киля, теперь я нахожусь дальше, чем был раньше. Верней, в том городе, который освободили недавно на Чёрном море. Да, Киля, как это всё надоело. Сижу сейчас один, 11 часов ночи, пишу письмо и вспоминаю тебя».
Письмо от 1 августа 1944 года.
"Киля, а что Юрочка, тоже в школу будет идти или нет? Ему же 6 лет, а в школу принимают с семи лет, если он имеет охоту и его принимают, пущай идёт.
Молодец ты у меня, имеешь хоть маленький огород, он тебе всё помощь. За твои старания я бы тебя сейчас расцеловал, если бы ты была около меня, моя дорогая".
Письмо от 24 августа 1944 года (последнее письмо).
"…Время уже первый час ночи, пришлось с трёх раз писать тебе письмо. Ну ничего, встречусь, расскажу, почему редко писал. Целую крепко-крепко деток и тебя, моя милая".
Письма эти принёс в редакцию нашей газеты внук солдата, известный в городе краевед, преподаватель СОШ №3 г. Тихорецка. Он третий в семье Тетеревенко Николай Николаевич, после деда и отца. Он же нам и рассказал историю любви и жизни дедушки и бабушки.
Дед его родился в Калужской области, в станицу Уманскую (сейчас - Ленинградскую) приехал в начале 30-х годов. Здесь и познакомился с Акулиной Макеевной. Поженились в голодный 33-й, через год у них родился первенец Коля, в 38-м - Юра.
После войны овдовевшая бабушка так и осталась жить в своей станице, вместе с Юрием и его семьёй. А вот старшего, Николая, судьба занесла в Тихорецк. Здесь продолжается вторая ветвь династии Тетеревенко.
Спасибо тебе, Николай Николаевич-младший, за то, что хранишь память о своём деде и делишься его письмами с читателями. Благодаря тебе и таким, как ты, никогда не исчезнет память о той страшной войне, о подвиге советского солдата.
Фото из семейного архива Тетеревенко.