- В 1992 году в стране был принят закон «О защите прав потребителей». Этот правовой акт действительно стал революционным для России – впервые в истории нашего государства были установлены права потребителей и расписан механизм их защиты.
Тем не менее значительная часть общества так и не получила в доступной форме даже базовую информацию о своих правах в потребительской сфере. Я имею в виду информацию о правах на качество и безопасность товаров и услуг. Мало кто знает, что этим законом общественной организации предоставляются самые широкие полномочия в данной сфере. Именно поэтому назрела необходимость создать такую организацию и у нас в районе. Это мы и сделали. В начале июля и была создана Тихорецкая общественная организация «Защита прав потребителей». В составе учредителей – физические лица, местные жители.
- Чем будет заниматься организация?
- Прежде всего просвещением населения в области прав потребителей, будем консультировать по различным вопросам, оказывать реальную помощь и поддержку в борьбе за свои права.
Кстати, закон наделяет общественную организацию потребителей большими полномочиями, чем органы местного самоуправления. Мы вправе не только консультировать граждан, но и проводить независимую экспертизу товаров, проверять соблюдение правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, направлять собранные материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к ответственности, требовать снятия товаров, опасных для жизни и здоровья потребителей, с реализации, обращаться в суды. Кроме этого, общественная организация может участвовать в разработке правовых актов в этой сфере. И это ещё далеко не полный перечень наших полномочий.
- Почему именно общественным организациям предоставлены такие большие права?
- Прежде всего потому, что законодатель полагает, что общество само должно отстаивать свои права, поскольку именно сами граждане ежедневно вступают в потребительские отношения, а не государственные органы. Кому, как не простым гражданам, виднее, где и что необходимо изменить, чтобы улучшить качество обслуживания.
- В начале разговора Вы отмечали, что граждане слабо информированы о своих правах. Чем это оборачивается для них, можете привести примеры?
- Примеров очень много. Вот совершенно недавно был такой случай – гражданка села в автобус городского маршрута, который ходил до ОШПЗ, и при выходе порвала свой туфель о грубо прикрученный к полу пассажирского салона автотранспорта металлический лист. Края этого металлического листа не обработаны, в автобусе стоял смрад от выхлопных газов, пассажирский салон грязный. Туфель был порван в присутствии свидетелей, которые могли подтвердить произошедшее.
Однако, когда гражданка обратилась за возмещением своего ущерба в организацию, владеющую данным автотранспортом, то там над ней только посмеялись. Как пояснил ей юрист этой фирмы – никакого возмещения не будет и хождение по судам обойдётся ей дороже, чем сами туфли, которые стоили 3,5 тыс. руб.
Когда она пришла в городской отдел торговли, то ей помогли подготовить исковое заявление, провести независимую экспертизу туфель и оформили за неё все документы. Тут уже самим транспортникам стало не до шуток – мировой судья объяснил им, что для них лучше пойти на мировую и возместить ущерб, а также помыть автобус и не допускать попадания выхлопных газов в салон. Все эти рекомендации были тут же выполнены. В противном случае нарушителя ожидали штрафные санкции. Более того, старый автобус был снят с маршрута и вместо него пустили новую технику. Так что польза для всего общества очевидна.
- Поставщики товаров и услуг иногда пользуются правовой неграмотностью населения для сбыта бракованных изделий.
- Да, такие случаи не единичны. Продавцы больше юридически подготовлены, и их консультируют профессиональные юристы, поэтому они иногда и пользуются незнанием рядовых покупателей. Особенно распространён следующий вариант – учитывая, что требование о возврате технически сложного товара должно поступить поставщику не позднее, чем в течение 15 дней после покупки, продавцы всячески затягивают эту операцию. С этой целью, чтобы человек не написал официальную претензию, ему обещают устранить поломку, разобраться, прислать на дом мастеров для устранения недостатка. То есть всячески затягивают время. Мастера, действительно, приезжают, но после этого установленного срока разводят руками: «А что же вы раньше думали?».
Если 15 дней истекло, то, по закону, товар возврату не подлежит, ремонтировать его придётся за свой собственный счёт. Так что тонкостей здесь хватает, и потребителям лучше проконсультироваться у нас, чтобы быть уверенным в своих действиях. Бывают очень сложные случаи, когда без профессиональной помощи человеку самому не разобраться.
- Можно сказать, что общественная организация «Защита прав потребителей» начала активную деятельность?
- Да, можно. На сегодняшний день к нам уже поступило более 20 обращений граждан. По каждому такому случаю мы тщательно разбираемся, готовим претензии, проводим экспертизы. По нескольким делам ждём истечения сроков выполнения требований потребителей, и, если таковые выполнены не будут, то будем направлять материалы в суды. Так что конкретная работа началась, и мы готовы оказать бесплатную помощь всем, кто к нам обратится.