Павел Фридман (справа) во время службы в израильской армии. Перед заступлением на охрану границы с Иорданией, 2006 год. |
Тихоречанин успел послужить в армиях двух государств – России и Израиля и может сегодня с полным основанием рассуждать о национальных особенностях защиты Отечества.
Тренер-преподаватель ДЮСШ «Виктория» по боксу, мастер спорта России Павел Фридман – человек интересной судьбы.
Его отец Александр Фридман знаком многим тихоречанам как основоположник бокса в нашем городе. В 2001 году Фридманы уехали на постоянное место жительства в Израиль, в город Ашкелон. Там Павел и был призван в ряды израильской армии. А до этого он закончил Военно-транспортный университет железнодорожных войск в Санкт-Петербурге и, получив звание лейтенанта, служил на станции Кавказской.
Получив вызов отца, приехал в Израиль и устроился на один из местных заводов. Через некоторое время его призвали в израильские вооруженные силы на срочную службу.
В Израиле военных училищ нет, офицерские звания там получают сверхсрочники, которые заканчивают трёхмесячные курсы. Сначала учатся на командиров взводов, потом, в случае успешного выполнения обязанностей, на командира роты и т.д. Поэтому Павла, российского офицера, взяли на срочную рядовым.
Интересно, что холостяки служат в Израиле три года, женатые – полгода, а имеющие ребёнка в семье призываются на 39 дней ежегодно. Так как у Павла в семье был уже ребёнок, то он за время пребывания в Израиле отслужил четыре таких срока, что в общей сложности составляет 116 суток.
По словам Павла, в израильской армии, по сравнению с нашей, отношения не такие жёсткие. У нас и Устав покруче, и спрос.
Попал он в подразделение, которое охраняло границу с Иорданией, получил американскую винтовку М-16, с которой ездил на стрельбы ежедневно. Хотя оружие это имеет убойную силу меньше чем АКМ, зато стрелять из него проще – отдачи почти нет.
Трудности службы в Израиле заключаются во многом в том, что там летом страшная жара, от которой никуда не скрыться. Жили солдаты в домиках по четыре человека в комнате. Питание хорошее, готовят и накрывают столы гражданские служащие, что внедряется сейчас и у нас.
В охранные армейские подразделения, где служил Павел, набирают всех приехавших в Израиль евреев – из России, Аргентины, Америки и прочих стран.
Русскоязычные солдаты из республик бывшего СССР сразу сгруппировались, назвав себя «славянами». Почти все они прошли срочную в советских или российских войсках, поэтому выполнять грязные работы – мыть туалет, подметать двор и т.п. – наотрез отказывались.
Павел рассказывает:
- Посылает, например, израильский молоденький офицерик отделение мыть туалет, а бывшие наши дембеля объясняют всем остальным солдатам, что они своё уже отпахали и их трогать нельзя. Все сразу соглашались с такой постановкой вопроса и делали эти работы без них. Делали добровольно – «славяне» никого силой не заставляли, а действовали мирно, только методом убеждения.
Как вспоминает Павел, каждую субботу в Израиле отмечают праздник шаббат. В этот день работать нельзя и положена обильная пища. Придерживались этих религиозных правил и в их части. Столы ломились от разных вкусных блюд, выставляли даже вино для солдат. Так как любителями выпить в подразделении были в основном «славяне», то они и собирали всё вино на своём столе, остальные военнослужащие «не славянского» происхождения всегда отказывались от своего вина в их пользу. Не пропадать же добру! Так что русскоязычные ребята шаббат проводили очень весело.
Не забывали бывшие советские военнослужащие и о своём «святом» празднике – Дне Советской Армии. Несколько раз сроки службы Павла приходились на 23 февраля. И каждый раз «славяне» в своём узком кругу собирались отдельно за столом, вспоминали годы, проведённые в СА, поднимали бокалы за однополчан, командиров. Бывало, и песни армейские пели. В общем, не всё так однозначно в этом мире и порой сложно понять – что такое хорошо и что такое плохо.
За шесть лет, в течение которых Павел находился в Израиле, он так и не смог стать там тренером по боксу - бокс там непопулярен, желающих заниматься им мало. Евреи, по наблюдениям Павла, больше склонны думать головой, чем подставлять её под удары. Работать же в качестве простого станочника на заводе Павел не захотел, поэтому и вернулся с женой и ребёнком в 2012 году в Тихорецк, где и смог воплотить свою мечту.
Сегодня он успешно преподаёт свой любимый вид спорта в ДЮСШ «Виктория».
Фото из семейного архива П. ФРИДМАНА.