Начало строительства школы. П.В. Красавченко с портфелем |
Школа в станице Фастовецкой, в то далекое время еще Тихорецкой, датируется 1850 годом, когда открывалась первая приходская школа грамотности.
Тогда никто еще даже и предположить не мог, что вместо небольшой приземистой избы через сто лет вырастет огромный учебный корпус, современный, удобный и уютный.
И что заветная мечта одного целеустремленного человека может осчастливить многих.
Но случится это много позже, а пока…
Первое «детище» Красавченко
Казачья школа существовала за счет общества и родителей учащихся. Мальчики обязательно должны были посещать занятия, на девочек это правило не распространялось. Не каждая семья могла позволить обучить детей грамоте.
А переселенцы с других уголков России, волею судьбы заброшенные на Кубань, за всю историю существования станицы никогда не имели своей школы и оставались неграмотными, если их родители не имели возможности оплатить обучение в казачьей школе.
Уже в те далекие годы имя Прокофия Владимировича Красавченко впервые всплывает на заре становления школы для всех. В 1904 году открывается первое иногороднее классное училище, которое возглавляет наш герой.
Вместе с попечительским советом ходатайствует он перед высоким начальством об открытии двуклассного училища и одновременно об увеличении ассигнования на содержание учебного заведения. Нельзя, говорит он, серьезно научить грамоте и письму детишек за один год, слишком мал срок, да и средств маловато.Но строительство войсковой конюшни посчитали делом куда более важным, чем повышение грамотности среди местного населения.
А Красавченко не сдается. Никто даже представить себе не мог, насколько целеустремленным, дотошным и принципиальным, а главное, несгибаемым может оказаться простой сельский учитель, если у него есть заветная мечта.
В 1916 году 5 октября попечительский совет совместно с заведующим училищем П.В. Красавченко вновь обращается к инспектору народных училищ 7-го Кавказского учебного округа с той же просьбой. И вновь отказ! А ведь он сам лично придумал и нарисовал чертеж «школы для всех», в которой будет удобно и комфортно заниматься.
Как показывает эта история, здоровое упрямство – положительная черта характера, способная переломить ход истории. В 1918 году Прокофий Владимирович собственноручно строит свою первую, но далеко не последнюю школу. Заразив своей идеей председателя сельского совета, сдвинул дело с мертвой точки.
Началось народное строительство. Как неутомимые муравьи, энтузиасты налепили самана на стены, лес и железо на кровлю притянули с заброшенного атаманского дома. Школа получилась не оторвать глаз, учись и радуйся, да вот незадача – ровно через неделю банда бело-зеленых подожгла школу, заодно выпоров нагайками инициативного учителя.
Вот там, в Москве
Истинными учителями не становятся случайно, это призвание, дарованное свыше. Именно таким преподавателем был Красавченко. Несмотря на все жизненные невзгоды, он продолжал учить детей сначала в станице Фастовецкой, а затем, волею судьбы, и в столичной школе.
Но каждое лето, приезжая в родной сельский уголок, рассказывал своему другу детства и коллеге Ивану Афанасьевичу Дешевых о московских школах с бассейнами, физкультурными залами, оснащенными спортивным инвентарем, современными кабинетами.
Сидя летними вечерами на крылечке отцовского дома, Прокофий Владимирович делился мечтой с другом-соседом: как хочется ему видеть сельских девчонок и мальчишек в просторных кабинетах уютной школы, наблюдать за счастливым блеском их глаз, когда придет время пожинать первые плоды учения.
А местные школы в это время доживали свой век: три здания, из которых состояла тогдашняя девятилетка, дряхлели на глазах. Да и колхоз-кормилец едва-едва становился на ноги; не планировалось пока строительство новой школы, не было средств.
Отчий дом, расположенный рядом с одним из учебных зданий и пустующий много лет, Красавченко дарит станице, чтобы сельской ребятне было где постигать науки.
И всякий раз, возвращаясь на родину и лелея юношескую мечту, Прокофий Владимирович вез подарки: книги и тетради, географические атласы и глобусы.
Так и живет этот удивительный человек на две школы: зимой – в московской, летом – в фастовецкой.
Когда нужны были станки для новой мастерской – нашел, доставил. Обошел множество московских заводов, упрашивая отдать безвозмездно устаревшее оборудование. С таким же упорством добывал фанеру и доски для кружка местного технического творчества.
Это должна быть непростая школа!
Чего не могут люди – замедлить скорость времени! Оно неумолимо движется вперед.
Наш герой уходит на пенсию и решает окончательно поселиться в станице и реализовать свою давнюю мечту. Старый друг И.А. Дешевых посоветовал обратиться к председателю колхоза Марии Николаевне Серовой. Увлек! Но колхозу не осилить строительство большой современной школы.
И Красавченко в 1962 году на заседании райисполкома делает невозможное – добивается-таки выделения участка под строительство «комплекса сооружений с многоотраслевым производственным обучением на 960 мест» - цитата из доклада.
Это должна быть непростая школа: многоэтажное просторное здание с обсерваторией – верхним стеклянным этажом, с террасой для уроков рисования. Он очень хотел, чтобы под единой крышей располагался и спортивный зал, и плавательный бассейн с крытым прозрачным переходом к купальне, устроенной на речке у Мирского моста.
А дети в этой школе должны были получать профориентационное обучение, а для прохождения практики у нее должны быть свои земля, трактора и ферма!
Своей идеей этот неутомимый труженик зажег всех. Его назначили уполномоченным по строительству межколхозной школы.
25 мая 1962 года было утверждено проектное задание заместителем председателя Краснодарского крайисполкома А.П. Даниловым, а Красавченко поручалось ускорить оформление технической документации. Помогли бывшие ученики, занимавшие в Москве высокие посты.
На начало строительства хватило тех денег, которые внесли хозяйства района. Но к следующему году стройка встала.
Опять Прокофий Владимирович отправляется в первопрестольную к бывшему ученику, министру среднего образования Афанасьеву и добивается внесения строительства школы в госплан.
И так приходилось часто и упорно стучаться в закрытые двери. Он не требовал денег на свои поездки – просто садился и ехал. А если нужны были строительные мелочи – лично покупал и доставлял в родную станицу.
Отдал людям всё
Он был неисправимым романтиком, даже немножко фантазером. Но именно необычным людям и удаются великие дела.
Он лично наблюдал, как буквально по кирпичикам складывалось современное удобное здание. Не раз люди замечали на стройке худощавого юркого старичка с палочкой, который вникал во все мелочи, дневал и ночевал на ней. Сколько раз он на свой страх и риск вносил коррективы в строительство: перепланировал маленькие классные комнаты в просторные кабинеты, сносил перегородки, изменял оконные проёмы.
Прокофий Владимирович и умер на стройке. Сердце давно шалило, но не было времени отвлекаться, как он считал на пустяки, - свое собственное здоровье. «Нельзя мне болеть. Надо драться за спортзал, клуб, интернат – пока одни фундаменты», - эти строки написаны им в личном дневнике за два дня до приступа.
В очередной раз зайдя к каменщикам, он почувствовал себя плохо, перехватило дыхание. К ногам упал неизменный спутник битв и схваток и свидетель множества побед – желтый портфель. В тяжелом состоянии Красавченко был доставлен в Москву, но врачи оказались бессильны.
Он отдал людям все, что мог: знания, опыт, душевные порывы и материальные средства, а самое главное – свое сердце! Он никогда не унывал, не жаловался, был оптимистом. А на вырученные деньги, которые зарабатывал возглавляемый им школьный драматический кружок, возил детей на экскурсии по краю, знакомя с достопримечательностями и живописными уголками.
Вот таким неординарным человеком был этот простой сельский учитель.
Школа по праву гордится своим создателем, ибо он наглядно доказал всем – если о чем-то мечтать и сильно этого хотеть – все обязательно сбудется!
Г. ДИВИНА, учитель русского языка и литературы СОШ №3 ст. Фастовецкой
по материалам книги Л. ЕВСЕЕВОЙ "Станица моя, Фастовецкая".