Скромной мемориальной доске, размещённой на здании редакции газеты «Тихорецкие вести», - много десятков лет.
Она напоминает потомкам о подвиге тихоречанина Григория Морозова — первого секретаря райкома партии ВКП(б) и руководителя партизанского отряда, казнённого в застенках гестапо в 1942 году.
Григорий Дмитриевич Морозов родился в 1906 году в многодетной крестьянской семье в Орловской губернии, где стал одним из первых комсомольцев. В 1930 году в числе двадцатипятитысячников был прислан в станицу Фастовецкую для помощи в организации колхозов. Уже на Кубани Григорий Морозов закончил с отличием Ленинградскую партийную академию и стал секретарём комсомольской организации, потом политруком и наконец в 1939 году - первым секретарём Тихорецкого райкома партии.
С началом Великой Отечественной войны Григорий Дмитриевич возглавил штаб по эвакуации заводов, транспорта и специалистов в тыл, одновременно продолжая заведовать севом, уборкой урожая и бесперебойной работой всех отраслей хозяйства.
- Когда немцы уже подходили к Кубани, прадед был назначен руководителем партизанского отряда в тихорецкой зоне, - рассказывает правнук Григория Морозова Сергей Бабанов. - Вместе со своим отрядом, который в основном состоял из руководящего состава района, учителей, ответственных работников, он ушёл из города в степи. Однако борцы за свободу продержались недолго — их выдали фашистам предатели.
"Десятки тихоречан, - писал историк Е.М. Сидоров, - вспоминали, как после пыток в гестапо тащили в мороз босого, без шапки, через центр города секретаря райкома Морозова в в арлаг (рабоче-строительный лагерь) в районе птицекомбината, как он там, на снегу, весь в кровоподтеках, со связанными руками, раздетый приходил в себя. Однажды его привязали на веревке за мотоциклом и издевательски протащили от гестапо до переходного моста на вокзале.
После долгих истязаний в Тихорецком гестапо фашисты, так ничего не добившись, как важного заключенного Г.Д. Морозова отправили в Краснодар. Там руководителя тихорецкого подполья тоже долго допрашивали, зверски пытали. Он был замучен в гестаповских застенках".
Именное свидетельство лауреата поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани» за деда получила Наталья Бабанова. |
Ни могилы, ни места захоронения Григория Дмитриевича родные так и не нашли...
Мой прадед не имел никаких наград, но, по воспоминаниям знакомых и друзей, был преданным Родине коммунистом, несгибаемым патриотом и просто очень порядочным и честным человеком.
В Тихорецке память о нём хранят мемориальные доски на здании старого райкома партии на углу улиц Октябрьской и Меньшикова, где сегодня находятся «Тихорецкие вести», его имя запечатлено на мемориальном комплексе у Вечного огня. Свято чтит её и наша семья, в том числе моя мама, заместитель директора гимназии № 6 Наталья Бабанова, и тётя, врач-эксперт Тихорецкого филиала фонда ОМС Галина Саленко, - внучки Григория Морозова.
P.S. В 2017 году в Краснодарском крае проходила краевая поисково-просветительская экспедиция «Имя Кубани». Григорий Морозов стал лауреатом в номинации «Боевое имя Кубани».