В этом году 15 февраля, когда тихоречане собрались на митинге у памятника воинам-афганцам, в редакции раздался телефонный звонок.
Жительница поселка Зелёного Любовь Семёновна Бочарова, плача, спрашивала, почему на мемориальной доске памятника погибшим в локальных войнах отсутствует фамилия выпускника тихорецкого СПТУ-47 Константина Голодягина? По её словам, он погиб при выполнении воинского долга в составе ограниченного контингента войск в сопредельной республике.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы и начали наше журналистское расследование.
Надежда Яковлевна Воронова — старейший работник бывшего СПТУ-47 (ныне Тихорецкий индустриальный техникум) на вопрос, учился ли Константин Голодягин в этом учебном заведении, ответила:
- Конечно, учился, почти четыре десятилетия назад. Я лично его знала, была на похоронах. Пришли проститься с Костей и наши руководители. А также дирекция Тихорецкого зерносовхоза, куда он распределился после окончания училища. Помню, как было горько. Ведь мальчик - круглый сирота, воспитывался в ейском детдоме. Тихий, добрый, много читал, хотел устроить свою судьбу — жениться, детей воспитывать. И вот всё кончилось так трагически. Погиб. Жаль мне очень его.
После окончания СПТУ-47 Голодягина направили на работу в отделение Тихорецкого зерносовхоза. Дали комнату в общежитии в поселке Полевом. Трудился он перед призывом в армию под началом полевода Галины Овчинниковой. Она заприметила старательного паренька и стала помогать ему в жизни.
- Мы с мужем частенько приглашали Костю к себе домой, кормили домашним, оставляли с ночёвкой, - говорит наставница. - Он практически жил у нас. Возился с моим сыном Серёжей, который намного младше его. Помню, по вечерам Костя начал бегать в Полевой — там он подружился с девушкой. Что ж, пришло время... Я только рада была за него — девочка хорошая, работящая, из трудовой семьи. Так вот и жили — хоть и небогато, но дружно. Весь посёлок знал и привечал Костю. Народ ведь у нас добрый, всегда поможет. Особенно человеку, который рос без матери и отца. Когда пришло время призыва в армию, мы сбросились и вскладчину организовали Косте проводы. Накрыли столы в столовой посёлка. Пришли многие, желали хорошей службы, вернуться домой живым и невредимым. Гуляли допоздна. Утром простились с нашим призывником.
Шёл 1983 год - самый разгар Афганской войны...
- Удивительно, но через год службы в армии Костя получил отпуск на 10 суток, - продолжает Галина Овчинникова. - Это значило только одно — в части он чем-то отличился. Приехал счастливый и тут же «полетел» к своей девушке. Там и провёл большее время отпуска... В то время Костя уже знал, что их часть направят в Афганистан. Помню, как, уезжая, он сказал: "Ну, прощайте навсегда. Живым я назад не вернусь..." Чувствовал, наверное, свою смерть.
В конце 1985 года Галину Овчинникову как непосредственного Костиного бывшего начальника по работе вызвали в Тихорецкий военкомат. Сообщили о гибели сержанта Голодягина, предложив похоронить его где-то в другом месте, как человека, не имеющего родных в Тихорецком районе.
- Ничего подобного! - запротестовала Галина. - Костя нам не чужой. Везите гроб сюда. Здесь его дом, здесь все мы его помним и любим!
Как она вспоминает, вскоре на КАМАЗе прибыл и цинковый ящик с останками. Сопровождали «груз-200» три однополчанина Голодягина и прапорщик. Они и рассказали, что Костя погиб в бою в одном из ущелий. Нашли его уже мёртвым с многочисленными ранами... Сослуживцы открыть цинковый гроб не разрешили — уж очень, по их словам, много повреждений на теле товарища. Так и хоронили.
Со временем на могиле Голодягина, что на кладбище в хуторе Усть-Джигутинке, друзья погибшего установили памятник. А за самой могилкой до сих пор ухаживает его друг юности — Анатолий Данилов. Он и оградку поставил.
Казалось бы, что на этом и можно завершить историю солдата, но сегодня дело получило новый поворот.
Мы отправили запрос в Тихорецкий военкомат. Официально нам ответили: «Настоящим сообщаю, что по проверенным документам учета Константин Голодягин не значится», т.е. никаких данных о том, что Голодягин призывался в нашем районе, нет.
- Как нет? - удивляется Галина Овчинникова. - Да я же его лично в армию из Полевого проводила. Быть такого не может! А на его похоронах в 1985 году только и говорили о том, что Костя погиб в Афганистане. Поминки мы, опять же, вскладчину делали — весь посёлок Полевой там был. Столы накрыли в клубе. Присутствовали и руководители, и простые селяне. Да и Костины сослуживцы
там были. Они и говорили, что Голодягин погиб в Афгане.
Но военкомат ошибаться не может...
Второй шок у нас вызвало то, что в Книге памяти погибших афганцев, опубликованной в интернете, Константина также нет. Так где же он сложил свою молодую голову?
Нам удалось повстречаться с другом юности Кости — Анатолием Даниловым. Он уверенно заявил, что призывался Голодягин из города Ейска как бывший воспитанник детдома. Был направлен в учебку, что дислоцировалась в городе Остёр на Украине. Получив лычки сержанта, Костя приезжал в 1984 году на побывку в поселок Полевой, о чём мы уже писали. Отсюда и уехал служить в какую-то воинскую часть на юге страны. Занимался тем, что охранял воинские подразделения, переправляемые через границу в Афганистан. Там, видимо, и погиб, но произошло это, скорее всего, в горах Таджикистана на территории СССР. Поэтому и в списках погибших в Афгане его нет.
Анатолий добавил, что, по его сведениям, Костя - уроженец Тихорецкого района. Отсюда его отправляли в Ейский детдом. После выпуска он хотел вернуться сюда навсегда. Больше ничего вспомнить не удалось — погибший не любил говорить о своих родителях.
Насколько верны все эти сведения, редакция газеты просит помочь выяснить Тихорецкий военкомат. В свою очередь, мы тоже отправили официальный запрос в архив Министерства обороны РФ.
ОТ РЕДАКЦИИ: Погибший во имя интересов Родины человек имеет право на вечную память земляков. Не так ли? Лет через 10-20 обелиск развалится, друзья уйдут, а могилка сравняется с землёй, и никто уже не вспомнит, что в этом месте похоронены светлые мечты, первая любовь и большие надежды на будущее... Именно поэтому, во имя сохранения памяти погибшего, наше расследование продолжится. Хотелось бы, чтобы к нему подключились студенты ТИТ, где Костя учился.
Мы обращаемся ко всем, кто что-либо помнит о короткой жизни Константина Голодягина — пишите нам или звоните (адрес редакции: г. Тихорецк, ул. Меньшикова, 82, тел. 8(86196)7-33-72, 7-26-30), мы будем благодарны за любые сведения.