Тихорецк дореволюционный
Собирает музей друзей
И хранит в своих залах для нас.
О великой нашей судьбе
И о городе нашем рассказ…
В 1874 году по тихорецкой земле пролегла Владикавказская железная дорога, при которой возникла небольшая станция Тихорецкая, названная по имени близлежащей уездной станицы. Вскоре, в 1895-м, на арендной земле вблизи станции образовался населённый хлебными ссыпщиками, торговцами, ремесленниками и крестьянами-земледельцами одноимённый хутор, положивший несколько позже вместе со станцией начало нашему городу. Музейные собрания, архивные документы, подшивки старых газет, нет-нет, да и напомнят нам о тех далёких временах.
К примеру, на железнодорожной станции Тихорецкой, по свидетельству "Кубанских областных ведомостей" за 1910 г., в помещении Тихорецкого железнодорожного общественного собрания (совр. клуб имени Меньшикова) 17.1.10 г. планировалось общее собрание Тихорецкого общества взаимного кредита с рассмотрением в повестке дня вопросов по смете расходов, о переизбрании правления и об изменении устава организации.
В начале того же года управлением Владикавказской железной дороги было решено открыть при станции Тихорецкой сиротский дом для призрения сирот бывших железнодорожных служащих на 50 мест. В этот дом предполагалось принимать неимущих сирот в возрасте от 5 до 12 лет.
Выпуск "Кубанских областных ведомостей" от 3.3.1910 г. сообщил о курьёзном случае: домовладелец хутора Тихорецкого турецкоподданный Богос сын Петросова получил письмо от группы анархистов-коммунистов "Чёрное знамя", с надписью: "Кавказская. Дух разрушающий в то время есть дух созидающий", требованием 500 рублей на революционные цели и обозначением места, куда Петросов должен был вынести деньги. Получив письмо, Петросов доставил его местному приставу, который устроил засаду, и экспроприатор был задержан.
В ряду знаменательных дат Тихорецка 2012 года - 110-летний юбилей клуба имени Меньшикова, первенца тихорецкой культуры
Начало ХХ века ознаменовалось для тихоречан рядом крупных событий в социальной сфере. Среди них едва ли не самым ярким в культурной жизни станции стало строительство в 1902 году здания железнодорожного Общественного собрания с уютным залом и оборудованной сценой. Не одно старшее поколение тихоречан тепло вспоминает маскарады, балы, киносеансы в железнодорожном электробиографе и, конечно же, спектакли самодеятельного драмкружка. До революции клуб, как позже его стали называть, был доступен привилегированной "верхушке местного общества": начальникам узловых служб, жандармским чинам, богатым лавочникам, мастерам цехов. А для вступления в члены клуба нужно было заручиться поддержкой трёх поручителей.
Клуб железнодорожного Общественного собрания - один из первых на Владикавказской железной дороге и первый подобный клуб в 1902 г. на небольших пристанционных поселках и хуторах Кубани. Первое местное культурное заведение с театральным залом, библиотекой, спортивным залом, помещениями для любительских объединений. Здание, где в ходе революции 1905 г. заседал первый Совет рабочих депутатов железнодорожной станции Тихорецкой, проводили свои сборы стачечный комитет, рабочая дружина. В 1918 году в клубе проходили различные партийно-советские мероприятия, бывали видные революционеры Кубани, Северного Кавказа, в конце мая - чрезвычайный комиссар Совнаркома РСФСР Серго Орджоникидзе.
12 января 1918 г. с балкона клуба Общественного собрания на станции была провозглашена советская власть, здесь же работал военно-революционный комитет и Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов во времена Гражданской войны и первые годы народной власти.
В августе 18-го всё здание железнодорожного Общественного собрания с электробиографом временно передано в ведение "Дамского кружка помощи раненым и больным воинам Добровольческой армии".
После событий революции и Гражданской войны, с апреля 1920 года клуб вновь стал центром культурной жизни. Именовался он теперь клубом железнодорожников имени Луначарского. Здесь были: библиотека-читальня, местный самодеятельный театр, духовой оркестр, струнный оркестр до 100 человек, несколько творческих объединений, футбольная команда.
Весной 1920 года клуб стал общедоступным. Был создан драмкружок. Одной из первых артисток в нём стала Анна Меньшикова, сестра Михаила Меньшикова. В фойе в те годы писал лозунги, рекламу к спектаклям Аркадий Первенцев, районный инспектор по ликвидации неграмотности, позже - корреспондент тихорецкой газеты "Пролетарский путь". Широко известный впоследствии писатель также был участником клубного драмкружка.
К 10-летию советской власти железнодорожный клуб получил имя Михаила Константиновича Меньшикова, одного из первых местных большевиков, председателя тихорецкого ревкома, в годы Гражданской войны - председателя Северо-Кавказского крайкома партии.
Вторая половина 1920-х - 1930-е годы - период наиболее активной культурно-просветительной работы в клубе. В это время здесь функционировало два хоровых, русский и украинский, коллектива, самодеятельный драматический кружок, библиотека, общество любителей книги при ней. Библиотека клуба имени Меньшикова находилась в 1930-е годы в одноэтажном здании сторожки близ клуба. Лучшим на железнодорожном участке был признан самодеятельный духовой оркестр под управлением Константина Георгиади. В клубе проводились маскарады, работали танцевальный украинский кружок, был фотокружок. Занятия вёл фотограф Николай Баранов. Кружковцы выпускали клубную фотогазету, вели съёмку в местах отдыха тихоречан.
Одна из самых ярких фигур на тихорецкой любительской сцене - Иван Жищенко. С 1932 года Жищенко - руководитель драмкружка железнодорожного клуба, на клубной сцене с 15 лет. Среди сыгранных им впоследствии ролей - Незнамов и Несчастливцев, Малюта Скуратов, матрос Годун в "Разломе". Помимо явного актёрского дара имел выраженный режиссёрский талант: на спектакли в постановке Жищенко продавались билеты и имели место аншлаги.
В 1941-43 гг. в клубе был расположен эвакуационный пункт для гражданских лиц, отдыхали воинские команды. Оккупанты, по воспоминаниям старожилов, использовали его как пересыльный пункт для отдыха перевозимых на Кавказ войск. При отходе гитлеровцы разрушали и минировали здания, коммуникации, уничтожая на них буквально всё. Во время Вов здание клуба, как большинство важных городских объектов, значительно пострадало, но уже в декабре1948 года было восстановлено.
В 1957 г. здесь впервые был проведён городской фестиваль "Кубанская музыкальная весна". В 1960-е гг. здание клуба было достроено с двух сторон. В 1950-60-е гг. в клубе работали: балетная студия(1964-66 гг.), кружок художественного чтения, народного танца, детская художественная самодеятельность. В малом зале проводились ёлки со смотром костюмов и маскарадами. Балкон клуба иногда служил площадкой для духового оркестра. На базе библиотеки существовал литературный кружок. По понедельникам и выходным работал народный университет с кинопоказом. Имели место представления "клубных полотен". Конец 1960-х гг. ознаменовался ростом интереса населения к самодеятельному художественному творчеству; это время было периодом расцвета таких творческих коллективов, как драматический, эстрадный, танцевальный под руководством Юрия Бастракова, ансамбль песни и пляски.
Примерно в 1974 г. тамбур с балконом заменили остеклённым вестибюлем, тогда же ликвидировали парковые теплицы. На 28.2.1984 г. в клубе было 3 комнаты для кружковой работы и 250 мест в зрительном зале. 8.12.1982 г. было принято решение Тихорецкого исполкома № 572 об освобождении трёх комнат от располагавшейся здесь библиотеки для размещения музея.
7 ноября 1985 года у здания клуба открыт бюст М.К. Меньшикова.
К 70-летию Октябрьской революции здание основательно перестроили. Появились новые: зрительный зал, танцевальный зал, комнаты для кружковой работы и фойе.
Старожил тихорецкой культуры взят на государственный учёт решением горисполкома в сентябре 1975 г., решением крайисполкома №759 от 15.11.77 г. перерегистрирован краевой администрацией в 1996 г. как памятник истории № 3623.
Время изменило внешний облик клуба: его неоднократно перестраивали, переименовывали, но дух тихорецкой старины он сохранил, тем более что на протяжении полувека творческие коллективы клуба соседствуют в нём с экспозициями и коллекциями городского музея: традиция наследуется и сохраняется.
Главный хранитель музея Елена КАЗЕ.