Владимир Пятецкий — один из первых выпускников тихорецкого техникума в 1935 г.
Среди участников Сталинградской битвы были студенты и преподаватели Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта.
Без железных дорог - никак
В конце весны 1942 г. наибольшего размаха и напряжённости достигли военные действия на южном крыле советско-германского фронта. Придавая важное стратегическое значение Сталинграду, гитлеровские войска всеми силами пытались захватить его. 1942 год был особенно тяжёлым: протяжённость железных дорог сократилась вдвое.
Станция Тихорецкая - крупный железнодорожный узел Кубани, здесь находились большие предприятия, госпитали, учебные заведения. В 1930 году был открыт Тихорецкий механический техникум Азово-Черноморской железной дороги дирекции Народного комиссариата путей сообщения СССР (ныне ТТЖТ- филиал РГУПС).
Тихорецк изначально был запланирован к захвату Германией. В начале войны на станции был создан эвакуационный пункт, куда прибывали бесконечные эшелоны с людьми, которых нужно было напоить, накормить, отправить на фронт. С сентября 1941 года Тихорецк подвергался постоянным вражеским налетам. 27 июля 1942 г. бомбами большого калибра были полуразрушены вокзал, железнодорожная станция, подъездные пути.
Выпускник Андрей Волков погиб под Сталинградом.
В битве - выпускники
Выпускники техникума уходили на фронты Великой Отечественной в числе первых, некоторые навсегда остались на местах сражений.
Среди них - Андрей Владимирович Волков. В 1939 году он поступил в Тихорецкий механический техникум на специальность «Паровозы и паровозное хозяйство». На третьем курсе, ещё не окончивший учебу, он был призван в армию. Летом 1942 г. родители проводили эшелон, в котором уехал сын, это была их последняя встреча. Андрей Волков подорвался на мине под Сталинградом. Его родители передали в музей техникума бережно сохранённые документы сына: зачетную книжку, паспорт, фотографии, письма с фронта.
Александр Бейман прошёл всю войну.
Владимир Аверьянович Пятецкий окончил техникум в 1935 году и получил диплом за номером 2. В 1942 году работал в маневровом движении в Сталинграде. Локомотивные бригады в годы войны осуществляли перевозки непосредственно на участках линий фронта, что накладывало на них огромную ответственность.
Александр Семенович Бейман - выпускник техникума 1938 г., работал на станции Тихорецкой. В феврале 1942 г. был призван Тихорецким РВК в состав 5-й бронетанковой дивизии железнодорожных войск. По дороге на фронт его эшелон разбомбили. Но наш земляк выжил, и его боевой путь начался со Сталинграда. С февраля по июль 1942 г. А.С. Бейман служил в 79-м отдельном железнодорожном батальоне, с июля 1942 по май 1943 гг. - в 432-м отдельном инженерно-строительном батальоне. Удостоен медали «За оборону Сталинграда». Александр Семенович прошёл всю войну, награждён орденами Красной Звезды, Славы третьей степени, медалями.
Василий Карпунин после Победы трудился директором ТТЖТ.
После фронта — в техникум
Николай Алексеевич Доброскокин начал свой боевой путь с 1941 года. В 1942 г. был направлен в 62-ю армию 45-го гвардейского танкового полка под Сталинград. Награждён медалью «За оборону Сталинграда». Затем служил командиром взвода по ремонту автомашин отдельного ремонтного батальона. После войны преподавал черчение в ТТЖТ.
Василий Фёдорович Карпунин 23 июня 1941 г. добровольцем ушел на фронт. С 19 октября 1942 г. по 1 февраля 1943 г. его часть располагалась на станции Котлубань. Служба Василия Фёдоровича проходила под непрерывными бомбежками, обстрелами, в холоде и часто голоде. Он награждён медалью «За оборону Сталинграда» и получил благодарность от верховного главнокомандующего И. Сталина. Войну окончил в звании инженер-капитана в поверженной Германии. После демобилизации трудился директором ТТЖТ. Его боевые и трудовые награды хранятся в музее техникума.
Виктор Иванович Селихов с сентября 1939 г., служил политруком стрелкового полка. С сентября 1942 г. по январь 1944 г. - лейтенант госбезопасности контрразведки фронта, ловил шпионов и диверсантов. Награждён орденами и медалями. После войны много лет проработал в ТТЖТ заведующим библиотекой.
Герои-земляки
В музее локомотивного депо ст. Тихорецкой хранятся фотографии железнодорожников, награждённых медалями «За оборону Сталинграда». Это командир пулемётного взвода Николай Алексеевич Матяжев, машинисты Пётр Миронович Сачков и Пётр Сергеевич Карпин, авиамеханик Данил Яковлевич Лапенко, кавалерист Тимофей Николаевич Копейкин, слесарь Иван Михайлович Козлов. Конечно же, это не полный список героев – тихоречан-железнодорожников, потом и кровью которых окроплена волжская твердыня.
Е. ВОЯРЖ, преподаватель, руководитель музея ТТЖТ.