Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной ДТП, они не осознают реальных опасностей на дороге.
В начале учебного года воспитатели разновозрастной группы "Колокольчики" детского сада «Колобок» г. Тихорецка Г. Семейкина и Е. Костенко вместе с логопедом Е. Куренковой и музыкальным руководителем И. Мищенко, в тесном сотрудничестве с родителями, разработали систему планирования и цикл познавательной непосредственно-образовательной деятельности для детей дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему главная задача воспитателей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах мы осуществляем несколькими путями.
Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируют эти отношения и делают выводы. В группе создана развивающая среда по ознакомлению воспитанников с правилами дорожного движения.
Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, беседы воспитателей, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотры мультимедийных презентаций, через дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, моделирование «Дорожно-транспортных ситуаций».
Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь с родителями. Было проведено родительское собрание «Ребенок и правила дорожного движения», беседы: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Правила безопасного поведения детей на улице», «Как воспитать детей дисциплинированными пешеходами» и др.
Родители принимали активное участие в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, костюмов к развлечениям, вместе с детьми сделали в домашних условиях поделки: макеты улиц, дорожные знаки, выполнили рисунки и аппликации. В группе была организована выставка совместного творчества детей и родителей по правилам дорожного движения «Зеленый огонек»
Ребята нашей группы приняли активное участие в развлечении «Путешествие в город Дорожных знаков», на которое были приглашены родители.
Дети внимательно слушали объяснения «Светофора», учили Буратино, который совсем не знал правила дорожного движения, как вести себя на дороге, рассказывали стихи о дорожных знаках, правилах дорожного движения, пели о светофоре, танцевали, играли в подвижные игры «Извилистая дорога», «Веселые машины».
Малыши дружно отвечали на вопросы словесно-дидактических игр «Запрещается – разрешается», «Это я. Это я. Это все мои друзья!». Через такие театрализованные, музыкально- игровые мероприятия в сознании детей откладываются необходимые знания. Любой ребенок быстрее поймет и усвоит ПДД, преподнесенные не только в беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Осуществляя систематическую работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, мы уверены, что знания и навыки безопасного поведения на дороге служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на дороге наших выпускников.
Благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, можно добиться больших успехов в воспитании детей – пешеходов, снизить дорожно- транспортный травматизм.
Г. СЕМЕЙКИНА и Е. КОСТЕНКО, воспитатели разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Колокольчики» МБДОУ №14 «Колобок» г. Тихорецка.