Узнаете судно по бортовому номеру? Да, это РТМ "Тихорецк"! |
Когда 69-летний Лев Ришко из украинского города Стрый (Львовская область) вышел на связь с редакцией, мы сначала удивились, а потом обрадовались.
Он тоже обрадовался: «Прошло много десятилетий с той поры. Сам работаю в музее и вижу, как девчонки по крупицам собирают материалы. А тут подарок - фото траулера с именем вашего города!..
Спасибо, что откликнулись. Пытался связаться с другими людьми из Тихорецка, не получилось, видимо, боятся, ведь я живу на Западной Украине. Но давайте не будем об этом...
Выписали себе пропуск? Тогда поднимайтесь на судно: добро пожаловать на борт!»
«Трудовые сны» - самые сладкие
Наш «архивариус» из Украины Левко Ришко. Спустя 40 лет он выглядит немного иначе, но также очаровательно. |
1971 год. Новороссийское управление рыболовно-рефрижераторного флота. 24-летний Лев подтвердил свою квалификацию и получил назначение судовым врачом на новенькое судно – рыболовно-морозильный траулер «Тихорецк» с бортовым номером ВВ 7193.
Проработал он на траулере до 1978 года, а сейчас, как признается наш герой, до сих пор трудится в своих снах.
Для сугубо сухопутных людей попытаемся объяснить, для чего траулер выходил в море, как это сделал для нас Лев Ришко.
Судно уходило в рейс на 186 суток. Плюсом добавлялись 20 суток для выполнения взятых на себя встречных соцобязательств. Ведь советские моряки думали только о выполнении плана, шутит Ришко. Ходили в Атлантический океан, где ловили рыбу, морозили, загружали на плавбазы. Холодильники на судне вмещали 550 тонн рыбы. Имелось оборудование, которое позволяло изготовить 150 тонн рыбной муки.
Шефповар и мукомол возятся с той самой несъедобной акулой. |
Судно длиною около 100 метров от носа до кормы закидывало в океан «авоську» длиной до 1 км и тянуло за собой. Видя на приборах косяки рыбы, штурманы направляли траулер по курсу. Через 2-3 часа поднимали трал-«авоську» на борт, и начинался процесс обработки рыбы.
Черепашьи слезы
На присланных в редакцию фотографиях видна добыча рыбаков. Вот огромный скат попался в трал. Пусть живет, решили тральцы, и он заскользил по слипу (тип кормы, плавный спуск) в свою родную стихию. Вот гигантская черепаха. Все на палубе закричали: «Черепаший суп есть будем!» А у нее натуральные слезы из глаз потекли. Ни у кого рука не поднялась суп из этой плаксы варить. Отпустили!
Акуле повезло меньше. Огромные челюсти пошли на сувенир, кожа — тоже, печень на жаркое. Мясо жесткое — есть не стали.
На другом снимке боцман по фамилии Ретивых готовится бросить «кошку» и поймать для моряков почту с берега. Так бывало часто — капитану сообщали координаты, где в целлофановом мешке на буйке путешествует по океану весточка от родных.
«Кормилец» и его экипаж
Слева направо: рьібмастер Николай Гречанов, рьібмастер ?, нач. РС Саша Савченко, капитан Гончаров и технолог Анатолий Карпенко. |
«Это 1971-1978 годы. Уже оцифровал около 100 снимков о работе траулера, который носит имя вашего города. Тихорецк в то время гремел, в хорошем понимании этого слова. Готов безвозмездно передать все, что имею, - пишет Лев Ришко. - И еще несколько слов о нашем «кормильце» и его экипаже. Наш капитан, Василий Степанович Гончаров, спасибо ему, что после собеседования взял меня, молодого и неопытного, на судно. Экипаж в составе 78 человек, капитан, старпом, первый помощник – замполит, второй помощник или штурман, третий помощник или штурман, начальник радиостанции, технолог. Всегда на траулере (это видно по снимкам) жили собачка, кошечка, иногда держали поросят.
Кстати, в интернете есть фотографии многих судов, а «Тихорецка» только маленькое фото, где видно бортовой номер. Я специально приезжал по приглашению Гончарова, чтобы проститься с судном. Одни говорят, он пошел на иголки, другие - что где-то он уже под новым именем трудится.
Это делегация из Тихорецка приезжала на РТМ. Может, кто-то знает, кто на фотографии? |
Об экипаже - только самые хорошие воспоминания. Со многими породнились: боцман Ретивых - мой кум, начальник радиостанции Саша Савченко - тоже кум. Знаю, что живут в Новороссийске члены экипажа Карпенко, Шешко, Соленый, Ретивых. В Геленджике – Савченко, в Темрюке — Изюмский, Арамеско – в Ессентуках».
От редакции: Мы уже созвонились с нашими добрыми друзьями и коллегами из музея. И отправили им запрос, хранятся ли в архивах сведения об этом траулере?
Все материалы, полученные от Льва Ришко, будут переданы в Тихорецкий музей. Спасибо ему огромное от тихоречан!