Когда говорят об истории пятидесятилетней давности, представляешь себе что-то далекое, неактуальное. Но эта история 57-летней(!) давности - самая злободневная, показательная, животрепещущая. Более того, она слишком хороша, чтобы утаивать ее от вас.
И, самое интересное, у этой истории нет конца. И она, можно сказать, только начинается.
Художница в медицинском халате
Нам сложно представить, что книги и тетради когда-то были дефицитом. Маленькая талантливая девочка из Гатчины именно этот недостаток ощущала больше всего. Она жутко скучала по маме и папе, которые ушли на фронт. Часто вспоминала пейзажи родной Ленинградской области, из которой вместе с семьей была эвакуирована в 40-е годы в Кировскую область. Тосковала за томным солнцем, которое невероятным перламутром отражается в Белом и Серебряном озерах Гатчинского парка. Но болезненно переживала именно из-за отсутствия холста, с которым можно поделиться своими чувствами, выплеснуть палитру эмоций.
Лидочка всю войну прожила с бабушкой. Войну ненавидела, как все дети того времени. Но именно война познакомила Лиду с Тихорецком. В 1943 году Лидок с бабушкой перебралась в наш провинциальный городок. Здесь жила сестра Лидиной мамы. Здесь же вся семья Ильченко воссоединилась после Отечественной войны. Сюда приезжали отдыхать. И однажды папа Лидии решительно сказал: «Едем в Тихорецк жить!».
Пока Лида привыкала к югу, помогала на стройке своим родным (семье военных дали участок в п. Челбас) и в свободное время рисовала тихорецкие пейзажи, Альберт рос и мечтал о небе в Калмыкии. Кто такой Альберт?
Летчик, штурман, авиамодельер
Аля, так обычно все называли Альберта, жил в Градовиковске. Очень любил футбол. В один из дней в село прилетела чудная железная птица. Мальчишек, как щенков, напихали в заднюю кабину «птахи». И она оторвалась от земли. С высоты птичьего полета сверстники казались Але муравьями. Крылатая машина кружила над землей пару-тройку минут, но за эти двести секунд Леонид принял для себя жизненно важное решение – он непременно станет летчиком.
Пока Лидия представляла, как она встретится с немцем и посмотрит ему в глаза, а может, наберется смелости и выскажет все, что думает об этой ненужной, просто дурацкой войне, Леонид вместе с друзьями, как мог, вредил фашистам. Неоднократно перерезал телефонный провод. Кстати, замаскировать немецкий провод помог дуб под названием «Москва»: благодаря его раскидистым ветвям и внушительной длине ствола немцы были без связи целый день. Долго искали обрыв линии.
Кто и почему столетнему дереву дал такое название, точно не было известно. Возможно, потому что он был величественный, стойкий и необъятный, как сама столица Родины.
Аля быстро вырос, в свои 12 лет он насмотрелся такого! Расстрел евреев… На его глазах убили Нину. Девушка была так хороша собой, что немцы сфотографировали Нину перед тем, как выстрелить ей в затылок. Помнит Альберт и расстрел немцев. Три истребителя изрешетили легковой автомобиль и две грузовые машины с вражескими солдатами за несколько минут. Еще бы, ведь шкасы (скорострельные авиационные пулемёты) за минуту делали по 1800 выстрелов. Никто из врагов, включая их генерала, не выжил в тот день.
Помнит, как всех подростков немцы вывезли за 17 км от села. Он и его друзья должны были гонять зайцев, видите ли, враги из себя охотников возомнили. Обратно эти 17 км телепали парни пешим ходом. Всего и не перечесть, что испытал, видел и чувствовал (а не должен был ни по возрасту, ни по каким другим критериям) 12-летний мальчишка.
Лидия Даниловна и Альберт Леонидович Диденко |
Трамвай №8 и шесть свиданий
Война закончилась. Альберта призвали в армию. Военком пророчил судьбу пехотинца в Тбилиси. Но после медкомиссии к Але подошел майор Шаповалов: «Какой Тбилиси, в Ростов поедешь, в летное училище!».
Лидочка тоже поехала в Ростовскую область, в фельдшерско-акушерскую школу. И судьба их свела в трамвае № 8:
- Позвольте вас проводить, меня зовут Альберт…
- А я Лидия…
Им хватило всего шести свиданий, чтобы понять, что их союз будет крепким не десять, не двадцать и даже не пятьдесят лет. Вместе они кочевали от Сахалина до Прибалтики.
Все красоты Лидия старалась передать и сохранить на своих картинах. В ее домашней коллекции есть курильский «Мыс Край света» и сахалинское «Озеро в парке». Много мотивов брала Лидия из новгородских неповторимых пейзажей. Великий Новгород запал в сердце: он и красивый, и уютный, а главное - много церквей с неповторимой архитектурой. Объездив вдоль и поперек Россию, именно в Новгород всегда готова была вернуться.
Дуэт летчика и фельдшера превратился в трио, а затем в квартет. Куда бы ни посылали пилота, жена с дочерьми следовали за ним. Лидия Даниловна и Альберт Леонидович разлучались только разве что на сутки, и то из-за дежурств.
С появлением внуков Лидия Даниловна переквалифицировалась в художника-сказочника. Оживила с помощью масляных красок трогательную сцену из мультика «Умка» - для одной внучки, а «Перо Жар-птицы» – для другой.
Тайная страсть - рисование, которое всегда не давало покоя девочке Лиде, поглотило Лидию Даниловну в 70-е годы. Первой серьезной работой стала «Мона Лиза». Вглядитесь в ее мастерски исполненную Джоконду, это притом, что у Л. Диденко нет даже за плечами художественной школы.
Ее главные «учителя» - Леонардо да Винчи, Айвазовский, Пинтуриккио (итальянский художник эпохи Возрождения). А недавно Лидия Диденко по-новому открыла для себя Сальвадора Дали. Только когда стала рисовать его картины, Лидия Даниловна поняла талант странного и «космического» художника.
Сколько всего портретов, пейзажей и репродукций написала фельдшер Лидия, не сосчитать. Ее картины живут на стенах квартир родственников, друзей и даже соседей. Сегодня в компактной хрущевке умещаются 30 картин. Никто из тех, кто попадает в «мини-Третьяковку» на военном городке, не остается равнодушным. И мы познакомились с семьей Диденко благодаря талантливому, пусть и не профессиональному художнику Лидии Диденко.
«Третьяковка» по-тихорецки
Муж Лидии никогда не был против ее хобби. Более того, он сам не отстает от творческой жены, полковник авиации занимается авиамоделированием. В его коллекции 43 самолета, включая вражеские истребители и японский «Зеро».
Альберт Леонидович 32 года отслужил на воздушном флоте, налетал 2600 часов на «ЯК-3», долгие годы сажал самолеты с земли как штурман наведения. Он и сейчас с самолетами не расстается.
Более того, они ему постоянно снятся: Аля врезается в облака, через запотевшую кабину пытается рассмотреть ориентир, но из-за грозы теряет управление. Ему приходится вытаскивать самолет… Видимо, это отклики вынужденной посадки, которая произошла в грозу. 20 минут истребитель Альберта отсутствовал на радаре.
- Где ты был все это время???
Альберт не знал, что сказать:
- Летал…
Полет стал решающим. Альберт сохранил самолет. Посадил его. Но сам, из-за приступов стенокардии, был вынужден переучиваться на штурмана в Липецке. А ведь Альберт Диденко единственный из 13 курсантов, которые поступали вместе с ним, окончил летное училище. Настоящий, прирожденный летчик…
Но грамотный пилот пригодился и на земле.
Этот вираж судьбы - настоящий разворот на 360° они пережили вместе. Они сегодня друг без дружки не могут. Сегодня Лидия Даниловна и Альберт Леонидович, как никто, переживают трагедию в Украине, потому что одна из их дочерей живет в Одессе.
Двойной автопортрет. Лидия Даниловна в образе Натальи Гончаровой, Альберт Леонидович - А.С. Пушкина |
Диденко никогда не унывают и не сетуют на судьбу. Лидия Даниловна отшучивается: «Это потому, что мы ко всему подходим с улыбкой…Джоконды».
Если бы можно было создать музей семьи Диденко, то в нем наряду с картинами фельдшера Лидии соседствовали модельки самолетов пилота Альберта. А еще уникальные панорамные снимки из разных мест России и Зарубежья Альберта Леонидовича и скульптуры из выпечки Лидии Даниловны.
Да в тихорецкую «Третьяковку» выстраивались бы очереди! Особенно в «зал позитивизма и реализма». Где можно было посмотреть всю биографию тандема летчика и фельдшера. Поучиться у них правильному подходу к жизни.