Памятник советским воинам - освободителям в ст. Фастовецкой |
Я стою у станичного памятника погибшим и смотрю на лица стариков-ветеранов, пришедших почтить память товарищей, не вернувшихся домой. А передо мной доброе лицо моего дедушки, Сидорова Алексея Федотовича.
Ведь именно он много рассказывал нам, своим внукам, о войне такого, о чём не прочитаешь ни в какой книге, не увидишь ни в каком фильме.
По-разному складывались людские судьбы на войне. Гибель, увечья, потери — через всё это прошел русский народ. Но была и ещё одна, не менее ужасная беда — плен. Через ад фашистских лагерей для военнопленных прошли многие. Их война продолжалась не на полях сражений, а прежде всего в душах. В плену приходилось опираться лишь на собственную душевную стойкость. Выстоять в бою или выстоять, не сломаться в плену было их целью.
Одним из таких военнопленных был и мой дедушка, Сидоров Алексей Федотович. Он уже умер, но сохранились его воспоминания в нашей памяти, памяти его внуков.
К началу Великой Отечественной войны дедушке исполнилось двадцать четыре года. К этому времени он уже отслужил в армии, участвовал в советско-финской войне.
Летом 1942-го, во время тяжелейших боев под Ростовом, пехотный взвод дедушки попал в окружение. Решили пробиваться к своим. Но боеприпасов не было, и бойцы продвигались в основном по ночам, прячась днём то в балках, то в терновниках. А по степным дорогам бесконечными колоннами катили на мотоциклах, машинах, танках завоеватели в сторону Сталинграда.
На хуторе Красном тех, кто остался от взвода, немцы захватили врасплох и взяли в плен. В Мариуполе военнопленных поместили в старом пятиэтажном здании - двадцать пять тысяч человек! Негде было не то что лечь — сидели по очереди. Военнопленных почти не кормили, многие просто умирали от голода, другие же тяжело заболевали.
Заболел и мой дедушка. Он лежал обессиленный, и ему казалось: вот она, смерть, рядом. А как же хотелось жить! Увидеть родную станицу в буйном цветении садов, своих близких! Вспоминая те дни, дедушка украдкой смахивал слезу, катящуюся по морщинистой щеке.
Слева А.Ф. Сидоров с боевыми товарищами |
Но однажды во сне ему привиделось встающее над горизонтом солнце, похожее на пирог, а он всё глубже погружается в болото. В страшном напряжении, из последних сил тянет он руки к солнцу: жить, жить! Медленно, нехотя отпускает его трясина. И вот уже он идёт, идёт навстречу солнцу, похожему на пирог. Проснувшись со страшно колотящимся сердцем, он почему-то понял: «Я выживу! Я вернусь домой!».
И судьба вскоре преподнесла ему большую радость: он встретился с земляками. Теперь, в плену, они крепко держались друг за друга, и эта взаимовыручка не раз спасала их.
В 1945-м дедушке с земляками удалось бежать из плена. Всю ночь они шли, при опасности прячась в виноградниках. И наткнулись на советскую разведку. Офицер - энкавэдешник, к которому их привели на допрос, уже отдал приказ о расстреле. Спасла всех фамилия дедушки. В комнату, где проходил допрос, вошёл офицер, начальник железнодорожной станции. Услышав фамилию Сидоров, офицер радостно загудел: «О, землячок, однофамилец!» И упросил энкавэдешника отдать ему приговорённых к смерти…
Беглецы, пройдя тяготы фильтровочных пунктов, разъехались по домам. Дедушка приехал в родной город под утро. Пока шёл домой, рассвело. Солдат шагал, полной грудью вдыхая запах родных полей, жадно глядя вокруг. Ноги сами несли его к родному порогу. Пели птицы, и в лад с ними пело сердце в груди. Он посмотрел на восток: там всходило не яркое ещё солнце, - солнце из его сна, солнце, похожее на пирог! Солнце, которое вселило ему надежду, - надежду на спасение! Сел солдат на дорогу и заплакал...
Во мне до сих пор живёт то потрясение, которое я испытала от рассказа дедушки. То, что пережил он в плену, было настолько мучительным, что дедушка, мужчина спокойный и выдержанный, не мог сдержать слёз.
Но самое страшное для меня в воспоминаниях дедушки было то, как встретили беглецов на Родине. И эти люди не потеряли вкуса жизни, восстанавливали разрушенное войной.
Вспоминая все испытания, выпавшие на долю моего дедушки, я легче преодолеваю трудности, становлюсь сильнее духом, как и мой дед, который научил меня жить, любить родную землю и вложил в мою душу тот крепкий стержень, который ему помог выжить на войне.
Каким стойким должен быть человек, чтобы выжить после таких потрясений! Терпение, величайшая стойкость, любовь к Отечеству, мужество - вот что отличало тех, кто ковал Победу.
И хочется, чтобы никто не усомнился в мужестве российского солдата и значении Победы. Ведь не зря говорят, что когда забываются войны, они начинаются вновь.
Поэтому у Вечного огня каждый год 9 Мая встают в почётном карауле мальчишки и девчонки. Ведь от нас, молодых, зависит будущее станицы и страны, и ветераны, прошедшие ужасы войны, должны быть уверены в том, что мы достойные внуки Великой Победы!
Раиса СИДОРОВА, «Вестник Фастовецкого с/п», 2010 г.