Такие специалисты, как он, на вес золота. И это ремесло уже давным-давно возвышено до искусства. Наш герой - ювелир.
Формовка навыков и авторитет Леонардо
Выпускник Женя из обычной школы Караганды после экзаменов торопился не на каникулы, как все, а в камнерезную мастерскую. И его, такого молодого, упёртого и необтёсанного, как те камни, с которыми он быстро нашёл общий язык, взяли сразу в цех.
А ведь кроме творческой жилки и желания, не было ничего. Эти же стремления заставили Е. Грибоножко преодолеть расстояние более 1500 км. Выдержать экзамен в Кунгурскую государственную художественно-промышленную академию (сегодня колледж), где на одно место обычно претендовали не менее 13 человек. Сам Евгений Владимирович ссылается на везение, мол, в конце 80-х колледж приравняли к профтехучилищу, и желающих получить корочку ПТУшника поубавилось.
А нашего Женю эти бюрократические барьеры абсолютно не испугали. Пока некоторые пеклись о дипломах, он изучал теорию и историю скульптуры, архитектуры, живописи. Вдохновлялся работами Овчинникова, Фаберже, Картье и да Винчи.
Причём здесь Леонардо? А у него есть теория колец. Конечно, речь в ней идёт о связи чисел колец на срезе дерева с его возрастом, а не о драгоценных украшениях. Но ведь для ювелира само слово "кольцо" уже почти готовое изделие.
Ну а если без шуток, то обычный мальчик Женя из Караганды, не имеющий никакого художественного образования, освоил за три года композицию, лепку и живопись так, что получил наивысший разряд. Евгений Владимирович Грибоножко стал ювелиром-филигранщиком 5 разряда.
Шихтовка своего дела и престиж Маршака
С каждым своим клиентом Евгений работал и работает кропотливо и дотошно, соблюдая заповедь Маршака: ювелир, как бы он ни был знаменит, остаётся только поставщиком для клиента.
СПРАВКА «ТВ»: Детский писатель Самуил Маршак, конечно, достиг большой известности, но вряд ли смог затмить славу своего двоюродного дяди – Иосифа, которого называли киевским Картье. Основанный им в 1878 году в Киеве ювелирный дом «Маршак» делал украшения для самых знатных персон России конца XIX в., а по случаю празднования 300-летия Дома Романовых выполнял заказы на официальные дары государю Николаю II. Иосиф Маршак был одним из самых знаменитых ювелиров русской империи, неоспоримым соперником самого Фаберже – кстати, несмотря на жестокую конкуренцию, они очень дружили.
Но в то же время Е. Грибоножко как художник и профессионал всегда направит заказчика и подскажет ему. Например, что янтарь будет лучше смотреться с золотом, а агат "дружит" больше с серебром.
Кстати, после учёбы Евгений открыл с товарищем ювелирный кооператив. И золотых дел мастер стал обучать филигранному делу всех желающих. В его "школе" были представители разных профессий, даже лётчики. Успехов добивались, как ни странно, люди с ограниченными возможностями здоровья: они отличались скрупулёзностью, стремлением и волей. Среди учащихся была даже девушка.
Первую партию изделий ювелирный кооператив отправил в Италию. На вырученные средства приобрели компьютеры, которые в те годы были как яйца Фаберже - редко у кого были и стоили дорого. Но самое главное, что компьютеров тех уже нет, а вот кто-то же прямо сегодня наверняка разгуливает в брошах и серьгах ювелира Грибоножко.
Гравировка умения и могущество Куинджи
И Женя, и Евгений, и мастер Грибоножко всегда верил в человеческие ценности, сам создавал материальные ценности и уважал вечные металлы. Не то чтобы он консерватор, но к мастеру больше подходит эпитет "устойчивый", чем "нестабильный". Поэтому развал СССР он пережил болезненно.
Теперь им двигало стремление найти что-то основательное. А по-другому отцу двоих сыновей нельзя было. На этот раз он проделал более 2500 км по дороге к новому дому - в Тихорецк.
Прочно осел Евгений Грибоножко с семьей в провинциальном городке. Не зря говорят: большое видится на расстоянии. Как минимум, уже есть большой стаж у нашего тихорецкого Куинджи, редко кого встретишь с записью в трудовой книжке - "ювелир", а у Евгения Владимировича именно это записано уже более 25 лет.
СПРАВКА «ТВ»: Куинджи Архип Иванович - один из самых ярких художников в истории русской пейзажной живописи. Его фамилия по-татарски означает «золотых дел мастер».
Он тот же сапожник... только без украшений. И честно признался, что и жену Татьяну драгоценностями не балует. Правда, обручальные кольца делал по своему эскизу, и сам изготовил.
Хотя именно при изготовлении свадебной золотой пары Е. Грибоножко советует не мудрить. Бытовало суеверие, что кольца для жениха и невесты должны быть абсолютно гладкими, без рисунка и гравировок: какие кольца, такая жизнь. Это народные предрассудки, а позиция ювелира - просто, со вкусом и чтобы практичной вещь была, ведь это украшение носить всю жизнь.
За семью печатками и авторитет Толстого
А ведь действительно, настоящих ювелиров днём с огнём не сыщешь. В основном сейчас мастера работают просто по каталогам: клиент выбирает на фото артикль, заказывается форма, так называемая восковка, и потом она просто отливается и шлифуется. Всему виной 3D-принтер. Сейчас даже на ювелирных заводах обходятся без ювелиров. Востребованы не художники по камню и металлу, а скорее, программисты-ювелиры.
Евгений Владимирович называет плюсами нынешних технологий миниатюрность, маленький вес и тонкость, просто рафинированность изделия. Но при всех этих плюсах у изделия нет души.
Ещё очень много не только бездушных, но и "пустотелых" украшений. Такие драгоценности быстро выходят из строя и "приходят" в ремонтную мастерскую. Называются они пустышками, потому что действительно внутри изделия есть пустота. Пустышки-цепочки перетираются, кольца лопаются, замки ломаются.
На вопрос, как нужно выбирать и носить украшения, Евгений отвечает с улыбкой: их нужно чаще дарить. Модная бижутерия просто убивает культуру ношения драгоценностей. А ведь цена лжеметаллов и стеклянных камней неоправданно высока.
Евгений - ювелир с огромным опытом и стажем. Каждый день он "лечит" минимум по два драгоценных изделия. Если провести несложную арифметику, то получится, что он реанимировал и подарил вторую жизнь за 25 лет работы филигранщика, огранщика и доктора драгоценных металлов примерно 18 тысячам разных изделий.
Но самое интересное в работе ювелира - это "творить" вещь. Создавать её от А до Я. И таких у Евгения немало. Его декоративная подставка из мохового агата и шкатулки из скани украсили учебное пособие для вузов под названием "Азы филигранщика". И теперь в родном Кунгурском колледже начинающие ювелиры постигают азы златокузнеца на примерах тихоречанина Евгения Грибоножко.
Профессия ювелира таит в себе и опасности. В процессе работы постоянно приходится иметь дело с серной и соляной кислотами, работать при высоких температурах - золото плавится при нагреве более 1000 градусов. Дышать золотой пылью, а ведь как бы красиво это ни звучало, дышать "пылью 585" - это очень вредно для здоровья.
Профессия ювелира требует постоянного самообучения, причём настольные книги Евгения не только справочники ювелира, это и книги по истории России, истории живописи, истории герба, да и художественную литературу уважает наш мастер. Что там говорить, если он с буратиной на «ты». Не смейтесь, так называется один из важнейших инструментов для правки колец.
Главным качеством ювелира Е. Грибоножко считает честность:
- Ведь соблазнов, согласитесь, много, - говорит Евгений, - но главный залог успеха любого профессионала - это доверие.
После того как Евгений дал подержать нам миллиметровый аналог бриллианта - младшего брата алмаза, настолько младшего, что его без лупы и не увидишь, сразу вспомнился Левша - такое могут творить наши русские Мастера!