В глухом посёлке Таёжный на улице Кубанской |
Николай Кизимов из станицы Алексеевской Тихорецкого района – человек неординарный.
Являясь военным пенсионером, подполковником запаса, он не стал по примеру многих наслаждаться тихой, спокойной жизнью, а посвятил себя служению Богу. С этой целью он посещал святые места, жил в монастырях – в Муроме, на острове Валаам, в Ново-Синайском монастыре в Ингушетии.
Не забывал он и о повышении своего образовательного уровня – закончил в 2000 году аспирантуру при Иркутском государственном педагогическом университете, а в 2012 году прошёл обучение в Московской православной духовной академии. В общем, Николай всеми силами старался быть полезным людям, нести им свет православной веры и культуры. Никогда он не останавливался на достигнутом, стараясь ещё более загрузить себя богоугодными делами, испытать трудности.
Именно поэтому он и попросил благословение схимонаха Наума на поездку в Петропавловскую и Камчатскую епархию, где также хотел послужить Богу и людям. Так он и попал на далёкий полуостров, расположенный на самом краю материка, у Тихого океана.
Перелёт по маршруту Москва - Петропавловск-на-Камчатке занимает более восьми часов. За это время пассажир пересекает несколько часовых поясов и, выходя в аэропорту г. Елизово, что недалеко от областного центра, оказывается сразу на 15 часов впереди европейского времени.
Обычно после такой поездки человеку приходится несколько дней привыкать к новому временному расписанию, отчаянно борясь со сном, так как одна ночь для него оказывается потерянной. Однако, несмотря на такое неудобство, Николай легко справлялся со сном - вокруг было столько нового и интересного, что заставляло бодрствовать.
Более всего поразил его город, расположенный на берегу Авачинской бухты и ютящийся на крутых береговых склонах. А вдали был хорошо виден самый высокий вулкан Камчатки, возвышающийся над уровнем моря на 4750 метров - Ключевская сопка.
В центре города словно парил над землёй белоснежный собор Живоначальной Троицы. Красив был и Камчатский Пантелеймонов мужской монастырь, который выгодно смотрелся на фоне океанского залива, обрамлённого массивными, с вечными снегами на вершинах, горами.
В сельском храме с семьёй старосты Артура Курушкина. |
Епископ Артемий, сам бывший офицер Вооружённых сил СССР, встретил кубанского гостя доброжелательно и предложил потрудиться в отделе образования при епархии, на что и благословил. Так начался камчатский период жизни Николая.
Непосредственно его деятельность заключалась в проведении бесед о православии и духовных ценностях со школьниками и студентами. Совместно с руководителем епархиального миссионерского отдела иеромонахом Фёдором Малахановым он ездил по отдалённым населённым пунктам, где также проводил беседы и службы.
Не везде можно было проехать на автомобиле. Например, добираться до посёлка Таёжного пришлось от переправы через быструю реку Камчатка пешком. А это примерно пять километров по тайге. В пути у всех возникали мысли о возможной встрече с камчатским медведем-шатуном, но оружия с собой не брали – только молитвой можно было защищаться миссионерам.
В Таёжном их встретил с большой радостью староста местного храма Артур Курушкин. Храм Иоанна Предтечи, представляет из себя большую рубленную из листвяка избу, где селяне собираются для совместного отправления обрядов. Здесь же церковная лавка и православная библиотека.
У старосты большая, дружная семья – сын в армии, дочка ещё учится. Поскольку в посёлке школы нет из-за малого количества жителей (всего сейчас там около 20 человек), дочка проживает в райцентре, в интернате при школе. Но в этот раз она была дома – приехала на каникулы. Вместе с Артуром и его женой живут супруга сына и его дети.
На Камчатке немало смешанных семей, где муж русский, а жена ительменка (название местной национальности). Есть среди жителей и коряки, которые также являются коренными обитателями этих мест. Ругани и ссор между людьми не бывает, все помогают друг другу, многие породнились. А иначе и нельзя – природа здесь суровая, город далеко, до районного центра не менее двух сотен километров. Поэтому в экстренных случаях рассчитывать можно только на себя да на товарища.
Сам посёлок состоит из трёх улиц, соединённых переулками. Самая большая улица - Кубанская. Откуда в Камчатском селе такое название? Говорят, когда-то там жили лесорубы, которые приехали из Краснодарского края. Они-то и дали имя улице в честь своей малой Родины. В посёлке повсеместно рубленые дома – кирпичных строений здесь нет.
Местные жители в основном пенсионеры. Молодёжь, как правило, поразъехалась по городам. Староста Артур, наверное, единственный молодой мужчина в посёлке. Работает он проводником у туристов, которых сегодня немало в этих местах. Конечно же, жители занимаются и традиционными промыслами – ловлей рыбы и охотой. Магазина в посёлке нет – продукты завозят из райцентра сами. Покупают всё сразу мешками, чтобы лишний раз не мотаться в райцентр. А в остальном каждый рассчитывает только на своё натуральное хозяйство – выращивают картофель, овощи.
В день приезда миссионеров в Таёжный почти все жители собрались в храме на богослужение. После службы провели выставку картин, посвящённых памяти преподобного Сергия Радонежского. А затем все сели за совместную трапезу. На столе были в основном таёжные яства – рыба, грибы, икра красная, ягода.
После обеда гостей в обратный путь проводил Артур и на санях, в которые был запряжён конь, довёз до переправы.
Несмотря на то, что общение с жителями посёлка было коротким, на всех оно произвело большое впечатление – казалось, что люди знакомы давно. Поэтому, когда настала пора прощания, чувствовалась грусть.
Но впереди были новые встречи, новые люди, которые ждали представителей епархии в глухих камчатских селениях.
Фото из архива Н. КИЗИМОВА.