- Какой ужас, скоро школа начинается, опять эти уроки, - жалуется моя соседка женщине из дома напротив.
- Ты права, в учебное время даже с работы домой не хочется идти, как представишь, что опять уроки делать, - вздыхает в ответ вторая.
Я не выдержала и подсела к погрустневшим женщинам.
- У меня сын идёт в первый класс. Неужели всё так ужасно?
- Ты даже не представляешь, что вас ждёт! Школа для родителей – это ещё одна трудовая вахта, а для детей – пытка, - с уверенностью заявляет моя соседка.
- А мы уроки вообще всей семьёй делаем, - говорит другая. - Сыну поиграть некогда, выспаться не успевает, днём репетиторы, а вечером уроки.
- Что, даже никакие секции не посещает? – удивленно спрашиваю я.
- Какие там секции, - в один голос завопили женщины, - немного на компьютере поиграют и всё, уроки и ещё раз уроки.
- Мы вот сами раньше уроки делали, и гулять успевали, и в библиотеку сходить, кружки посещали, как-то всё успевали. Наверное, потому что компьютеров не было, - пытаюсь им возразить. – У нас дети пока не сидят за компьютером, и мы надеемся продлить это как можно дольше.
Женщины смотрят на меня с иронией и удивлением.
- А вы не пробовали приучить детей делать уроки самостоятельно и только трудные задания выполнять вместе? - спрашиваю я, - ведь домашнее задание - это их ответственность, а не ваша.
- Ну уж нет, - не выдержала моя соседка, - если бы ты слышала, как меня ругает учительница, что мало занимаюсь с ребенком, ты бы поняла, почему я часами сижу с ним за уроками. Пойдём, что ли, своих выгоним из-за компьютера, - обратилась она к знакомой, - пусть хоть воздухом подышат и нам место уступят... С такими словами мои собеседницы удалились.
Это что ж получается, процесс познавания нового в школе с самого начала окрашивается негативными переживаниями самими родителями до такой степени, что и дети начинают школу ненавидеть. Что же делать? Да всё просто. Нужно вспомнить, как учились мы, только сделать скидку на сложную современную программу.
Психологи советуют присмотреться к особенностям своего ребёнка. Как быстро он устаёт, как усваивает материал, что даётся труднее всего, что – легче, как часто требуются перерывы. Кстати, отдых – это не 2 часа у компьютера, телевизора или планшета. Отдых - это двигательная активность, например спортивная секция или прогулка на свежем воздухе.
Безусловно, ребёнок нуждается в помощи. Но в другой помощи. Важно сразу приучить его, что уроки он должен делать сам. И не сидеть с ним часами, с криками и скандалами, а разобраться, что вызывает трудности в учёбе, и помочь с ними справиться. Бывают задания, где без родителей не обойтись, но важно, чтобы ученик сам просил о помощи.
Ещё важный момент, на который обращают внимание психологи – помнить, что домашние задания не должны занимать всё время после школы. Иначе они превращаются в пытку для всей семьи. Конечно, программы в школах разные, есть сложные, поэтому надо правильно оценить способности и возможности своего ребёнка справляться с данной программой.
Недавно в книге известного педиатра Евгения Олеговича Комаровского прочла об интересном эксперименте. Он посоветовал родителям десятилетнего мальчика, чтобы уроки они помогали делать, только если сын просит об этом, и не более 2 часов. А также включить в обязательное расписание совместные прогулки, отдых, общение. И не доделывать за сына уроки.
Через неделю родители пришли с упрёком – ну и рекомендацию вы нам дали, у ребёнка посыпались двойки! Впрочем, кое-что изменилось. Так как доктор и родители договорились не ругать мальчика за плохие оценки, он стал пытаться что-то делать самостоятельно.
Вывод такой: второй раз в первый класс мамам и папам «пойти» все же придётся, но в ловушку «хорошего» родителя можно не попасть.