В школе-интернате Тихорецка открылись дошкольные группы для глухих и слабослышащих детей.
- А вы к кому? - спрашивает нас охранник через высокий забор.
- Мы к директору, из газеты.
- Заходите, - серьезный мужчина в форме слегка улыбается и открывает нам дверь. Посторонним явно сюда не попасть: камеры на въезде и внутри здания. На посту охранника - мониторы. И это лишь малая часть современного оснащения школы-интерната. Третий год коллектив работает в соответствии с образовательными стандартами с современными комплектами оборудования.
В холле символика России, края и Тихорецкого района, наградные кубки и портреты воспитанников. В кабинете директора светло, много цветов.
- На Кубани таких интернатов всего четыре: в Краснодаре, Ейске, Армавире и у нас, в Тихорецке. А в этом году открылись еще и дошкольные группы, - говорит Снежанна Владимировна Тесленко.
Школа - второй дом
Снежанна Владимировна развенчивает привычный образ директора. Обычно представляешь себе тучного и хмурого мужчину. А здесь всё наоборот: хрупкая женщина с добрыми глазами, она не просто любит детей, она учит весь персонал любить воспитанников так, чтобы они не выпали из социума и могли приспособиться к "громкому" миру.
- Наша школа - это второй дом для детей, ведь некоторых родители подолгу не навещают, а забирают только на каникулы. И основная наша задача, помимо заботы о детях, дать каждому ребенку с ограниченными возможностями оптимальный уровень образования и подготовить выпускников интерната к жизни в быстро меняющемся современном обществе. Пойдемте, я вам дошкольные группы покажу.
Идём по светлому коридору в правое крыло.
- Дошкольные группы назвали "Смешарики", а каждая из четырёх групп носит имена любимых персонажей: "Медвежата", Ёжики", - Снежанна Владимировна открывает дверь за дверью: современно оборудованные душевые, туалет, игровые комнаты с мягкой яркой современной мебелью, интересными игровыми модулями, кабинет для творчества и мольберты для каждого малыша, спальни с удобными кроватками. У детей сейчас тихий час, по привычке не шумим.
- Вы не беспокойтесь, они не услышат шума, - продолжает свой рассказ директор. - Всего в детском саду 24 ребенка, в возрасте от трёх до шести лет. Восемь из нашего района, остальные со всего края.
- А у школьников как оборудованы кабинеты? - интересуемся мы.
- Кабинеты начальных классов оснащены в соответствии с образовательными стандартами. Это: ноутбук преподавателя, проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, веб-камера, цифровой микроскоп, ноутбук для каждого учащегося и доступ к локальной сети интернета. Наши первоклассники только начали осваивать компьютерные технологии, а ребята второго и третьего классов уже используют цифровую лабораторию и занимаются исследовательской деятельностью.
- Детский сад не стал для интерната обузой?
- Обузой нет, скорее, ощутимой нагрузкой. Только на капитальный ремонт министерством было выделено 3 млн 200 тыс. рублей. Но на этом траты не закончились. Помимо ремонта, закупили игрушки, мягкий инвентарь, игровые модули, уличное игровое оборудование, пополнили библиотечный фонд. На эти нужды пришлось ещё просить денег. Весомый финансовый вклад сделали шефы интерната, - с благодарностью говорит директор. - Трудно было в методическом плане, ездили за опытом к коллегам в Белую Глину.
- А это что за кабинет? - открываем дверь, в комнате спокойный интерьер, мягкий бассейн, наполненный яркими пластиковыми шариками.
- Это сенсорная комната, мы её называем кабинетом психологической разгрузки, - объясняет директор.
- Здравствуйте, а вас как зовут? - спрашиваем у женщины, которую встречаем в следующей комнате для занятий.
С помощью наушников и специальной аппаратуры для слуховых занятий, трёхлетняя Богдана и другие малыши интерната впервые в жизни попали в мир звуков |
- Татьяна Александровна, я воспитатель, раньше работала с начальными классами, теперь вот с малышами.
- Трудно работать с такими детьми?
- Конечно, с начальными классами было легче, они приходили уже подготовленными, знали дактиль. А малыши совсем не умеют говорить, и наша задача - научить их не только разговаривать, но и развить остаточный слух, чтобы они хоть что-нибудь слышали, - с грустью в голосе говорит Татьяна Александровна Чернова.
Улыбка учителя - главный атрибут занятий
- Пойдёмте в кабинет слуховой работы, - приглашает Снежанна Владимировна.
- Мы проводим специальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в игровой форме. Занятия проводятся с помощью электроакустического аппарата, который дает возможность с помощью фильтров подбирать оптимальное слуховое поле для каждого ребенка индивидуально, - объясняет руководитель методического объединения воспитателей и учителей детского сада Марина Валерьевна Нечеса, приглашая нас опробовать аппарат.
Сажусь за вибростол, надеваю наушники. Марина Валерьевна садится напротив меня и смотрит мне в глаза.
- Дети должны видеть наши глаза и, обязательно, улыбку, чтобы чувствовать себя на занятиях комфортно.
- Могут испугаться?
- Конечно, во время работы со звукоусиливающей аппаратурой, надо внимательно следить за реакцией ребёнка, чтобы у малыша остались позитивные впечатления от занятия. Дети хорошо чувствуют низкие частоты и ритм. Но все звуки воспринимаются ими искаженно, не так, как нами, - Марина Валерьевна настраивает аппарат, и моё тело чувствует небольшую вибрацию.
- Ты хорошо слышишь? - говорит она в микрофон.
- Слышу хорошо, только уши закладывает, слишком громко.
- Для детей такие занятия - большая возможность почувствовать мир звуков.
- Есть ли шанс у таких детей вылечиться?
- Мы не волшебники и не доктора, мы помощники, наша задача помочь детям с нарушениями слуха адаптироваться в нашем непростом современном мире, полным многообразных звуков.
- А как у малышей проходит адаптация? - идём с директором во двор.
- Четырёх-пятилетки плачут, особенно перед тихим часом, часто вспоминают маму. А трёхлетки, на удивление, совершенно спокойны, как будто здесь и были. Я прошу родителей навещать детей чаще, иногда забирать на выходные, чтобы они чувствовали родительскую любовь и не думали, что их бросили.
- Во сколько обходится школе содержание детей?
-У меня 134 человека, и каждый ребенок в год обходится в 132 тысячи.
- Так много?
- В эту сумму входит питание, коммуналка, обучение, заработная плата педагогам и воспитателям. - Ловит мой взгляд на красивых наградных кубках.
- Да, у нас много талантливых детей. Спорт для школы неотъемлемая часть жизни. 22 наших воспитанника стали чемпионами края и России. Только в период с 2013-2014 года ребята заняли много призовых мест в соревнованиях по легкой атлетике (1 место), мини-футболу (1 место), настольному теннису (1 место), стритболу (2 место) и плаванию (2 место).
Учащиеся школы являются победителями ежегодных международных и всероссийских творческих конкурсов. Вы бы видели, как они поют жестами.
- У вас тут прямо мини-Атамань, - смотрю на маленький водоём с глиняными утками и другими пернатыми. Взрослые мальчишки, явно не любители тихого часа, с удовольствием сидят в тени кубанского дворика. Здесь и мельница, и хата, и подворье, все в стиле наших предков.
- А чуть дальше детская площадка с качелями, игровое поле. У нас на территории есть двухэтажное здание, которое пустует, - Снежанна Владимировна показывает на сооружение в 500 квадратов. Правда, оно в аварийном состоянии. На следующий год мы планируем его отремонтировать и перевести дошкольные группы туда. Министерство обещает выделить 9 млн рублей, и тогда у малышей будет отдельный музыкальный, спортивный залы, своя столовая и просторные комнаты. Ну а пока в ближайшее время планируем открыть пятую группу на шесть человек, чтобы хоть немного сократить очередь в детский сад, - с воодушевлением планирует Тесленко.
Долгожданный родительский день
Возвращаемся в холл. Тихий час подходит к концу. Мы видим малышку, которая уже проснулась, и её ведут умываться.
- А можно её сфотографировать?
- Пойдемте догонять, - улыбается Снежанна Владимировна.
- Это Богдана, ей три года, - рассказывает воспитатель Татьяна Александровна и хочет одеть малышку. А отдохнувшая Богдана хочет поиграть и спешит плюхнуться в бассейн с цветными шариками. С виду, обычная голубоглазая веселая девочка. Только у детей с нарушением слуха нет привычного детского щебетания, - с грустью улыбаюсь и смотрю, как Богдана с удовольствием зарывается в шарики с головой.
- Вы не думайте, им здесь хорошо, - говорит директор, словно угадав мои мысли, - а многим даже лучше, чем дома.
Татьяне Александровне удается одеть малышку, а мы спешим сделать побольше кадров.
- Спасибо вам и удачи, - прощаемся мы с Богданой и её воспитателем, а директор провожает нас в холл.
Снежанна Владимировна рассказывает, что в школе четвертый год работает волонтёрская группа "Милосердие", помогающая ветеранам. Ребята этой группы сами пример милосердия. Нуждаясь в поддержке, они спешат на помощь другим, подтверждая принцип: "Хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому".
- Папа, - громкий девичий крик обрывает рассказ директора.
На пороге появляется мужчина средних лет, и на него с разбегу запрыгивает дочь. Девочка, на вид лет десяти, крепко прижимается к отцу.
- Привет, ну ты что, ты уже тяжелая, - мужчина смущенно стягивает с себя дочь и спешит пообщаться с воспитателем. Становится понятно, что у папы нет проблем ни с речью, ни со слухом.
- Сегодня родительский день, - объясняет Снежанна Владимировна, - кто-то заберет детей на выходные, а кто-то просто с ними погуляет.
Я не свожу с девочки глаз. Она такая живая, эмоциональная, общается жестами с друзьями и одновременно говорит с отцом.
- София, подожди, пожалуйста, я поговорю с папой, - воспитатель пытается утихомирить девочку жестами. Учебный год начался несколько дней назад, а она так скучает по родным.
Мы спешим уйти, а на душе отчего-то становится грустно. Во дворе сидят несколько родителей с детьми, а охранник нам желает счастливой дороги. Сажусь в машину, и взгляд невольно падает на самый верх здания интерната, читаю фразу: "Отчизна! Слышим сердцем, преданы душой!". А ведь, правда, дети с ограниченными возможностями, любыми, не только слуха, всё пропускают через сердце.
Боль, радость, предательство или любовь - они ощущают гораздо глубже, чувствительнее, чем мы с вами, люди с безграничными возможностями. Обидно и горько, когда такие дети, попадая из интерната в социум, сталкиваются с жестокостью и равнодушием.
Друзья, давайте будем человечней! Ведь доверие к миру у таких детей потом трудно восстановить.
Фото Дениса БАТОВА.