Эта история произошла вечером 8 августа прошлого года в посёлке Пригородном Тихорецкого района.
К сожалению, по своему сценарию она вполне типична, можно даже сказать – обыденна. А верными спутниками разыгравшейся трагедии, повлекшей смерть человека, как часто бывает, стали злоупотребление спиртными напитками и неприязненные отношения.
Предыстория такова. 53-летний уроженец Выселковского района Алексей Михайлов 8 лет жил в посёлке Пригородном с Еленой Маркиной гражданским браком. У них было трое совместных несовершеннолетних детей, а у сожительницы ещё двое детей от первого брака.
Михайлов нигде не работал, перебивался случайными заработками, частенько выпивал. Как отмечают очевидцы, трезвый это был один человек, пьяный – совсем другой, злой, вспыльчивый, нетерпимый к тем, кто не согласен с его мнением.
Иногда к ним приезжала погостить мать Маркиной, Анна Васильевна Примакова, чтобы проведать внуков. Да вот беда - отношения зятя и тёщи-пенсионерки как-то сразу не сложились, они часто ссорились. Причём конфликты возникали, когда оба находились в состоянии подпития.
В конце июля Анна Васильевна опять приехала к дочери. А уже 5 августа между ней и Михайловым в очередной раз произошёл скандал. В результате зять выгнал тёщу из дома, и она ушла к братьям Смирновым в дом по улице Заречной, где ей и предложили какое-то время пожить. Она обстирывала мужчин, готовила им еду.
Теперь восстановим хронологию событий того злополучного дня, когда и случилась беда.
8 августа Алексей Михайлов с утра находился на кладбище в станице Краснооктябрьской, где по просьбе знакомой копал могилу. На поминках, как водится, выпил водки, граммов 300-400, охмелел и пошёл домой. Вечером из станицы Старомышастовской к ним приехал второй зять Примаковой, Фёдор. Цель визита – забрать тёщу к себе домой.
Он попросил Михайлова найти Анну Васильевну, сообщить ей, что снова приедет завтра и попросил, чтобы она не употребляла спиртное.
Ещё не протрезвевший после поминок Михайлов отправился искать тёщу, предполагая, что она остановилась у Смирновых. Самой Примаковой в доме на Заречной не было (она, как оказалось, ушла в магазин за водкой), а братья выпивали. Один из них поднёс рюмку Михайлову, тот не отказался.
Вскоре вернулась подвыпившая Примакова, и застолье продолжилось. Михайлов, не сдерживая себя, высказал тёще претензии - не пей больше, завтра за тобой приедет зять Фёдор и заберёт к себе домой.
Эта новость не понравилась Николаю Смирнову. Он не хотел, чтобы Примакова уезжала – кто ж по хозяйству хлопотать будет? Слово за слово, между Смирновым и Михайловым завязалась потасовка. Второй брат, почуяв неладное или же просто струсив, ушёл из дома.
Дальнейшие события развивались стремительно. Сидевшая на кровати Примакова вдруг взяла в руки чугунную сковородку и ударила ею сзади по голове Михайлова. Тот, развернувшись, в отмашку ударил её в лицо. От удара женщина упала на пол, а между Смирновым и Михайловым драка возобновилась с новой силой.
В этот момент Примакова поднялась и опять потянулась за сковородой. Заметив это, Михайлов толкнул Смирнова, взял со стола отвёртку и начал наносить ею удары в тело тёщи. Потерпевшая пыталась защищаться, кричала «убивают», но Михайлов с ещё большей злостью продолжал орудовать отвёрткой – всего, как установило следствие, им было нанесено не менее десяти ударов, преимущественно в область груди.
Когда потерпевшая упала на пол, Смирнов выпроводил Михайлова из дома и только тогда заметил, что женщина не подаёт признаков жизни. Он понял, что дело принимает серьёзный оборот, и отправился к соседке, которая вызвала «скорую» и позвонила в полицию.
Когда приехала «скорая», медики констатировали смерть пенсионерки. Полицейские нагрянули в дом к Михайлову. Их появлению он не удивился и сразу признался в содеянном.
Рассмотрев все обстоятельства уголовного дела, Тихорецкий районный суд признал Михайлова Алексея Ивановича виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на восемь лет шесть месяцев.
Судебная коллегия по уголовным делам Краснодарского краевого суда оставила приговор без изменения.
Фамилии и имена участников изменены.
Л. МАМЕДОВА, судья Тихорецкого районного суда.