Главная » 2017 » Август » 28 » «Великий немой» в Тихорецке

«Великий немой» в Тихорецке

Программа к киносеансам электротеатров железнодорожной станции и хутора Тихорецкого.

Из истории кинодела в начале XX века на примере электротеатров станции Тихорецкой Владикавказской железной дороги.

На рубеже XIX - XX веков железнодорожная станция Тихорецкая, как и многие другие населённые пункты России, пережила фото- и кинобум.

За лицензией на право демонстрации здесь фильмов и занятия фотоделом обратилось в Канцелярию начальника Кубанской области немало желающих. Среди них: В.В. Роллер (1895 г.), М.С. Потихинский (1899 г.), Ф.К. Токарь (1905 г.), Е.В. Чапа, урожденная  Роллер (1907 г.), Н.С. Мясоедов (1910 г.), А. Сиротенко (1910 г.), И.К. Гончаров (1917 г.).

Первый стационарный кинотеатр в России появился в 1897 году в южном портовом Новороссийске за семь лет до постоянного показа картин в Москве и Петербурге.

Впервые же о синематографе написала газета "Кубанские областные ведомости" за 10 августа 1894 г., где в корреспонденции "Живые фотографии" говорилось о демонстрации живых фото на улице Красной рядом с Областным правлением посредством хрономатографа - проекционного аппарата, сконструированного местным оптиком-механиком А.Д. Самарским.

Владельцы иллюзионов, именовавшиеся по-разному: демонстраторами, аниматорами, организаторами досуга, чаще всего балаганщики, фотографы или театральные дельцы, покупали за границей проекционный аппарат и запас фильмов. Затем они арендовали магазинное или иное просторное помещение, устанавливали несколько рядов скамеек, проектор, экран и начинали «крутить» фильмы.

Самым сложным было создание в зале необходимого затемнения. Забавно, но в начале эры «живого экрана» темнота в зале пробуждала во многих людях разного рода подозрения и склоняла их к мысли, что «движущиеся фотографии» — развлечение небезопасное и неподобающее молодым девушкам. Есть точка зрения, что именно поэтому подавляющее большинство зрителей было мужского пола.

Такой кинотеатр обычно вмещал от 30 до 100 зрителей. Сеанс продолжался 25-30 минут и состоял из пяти-восьми коротеньких картин разнообразного содержания. Поскольку  русские надписи к фильмам стали изготавливать только накануне революции 1905  года, содержание сюжетов разъяснялось вслух во время показа. Нередко устные пояснения заменялись раздаваемыми у входа листовками.

В хуторе Тихорецком такие листовки печатались в местной типографии «Прогресс». Внешне программки к сеансам электротеатра напоминали театральные и, к чести издателей,  выглядели весьма презентабельно: на продолговатых листках тонкой разноцветной бумаги, украшенные заставками, виньетками, орнаментальными рамками, с разнообразием художественных шрифтов в заголовках и кратким изложением содержания программы сеанса.

На этом этапе развития кино в России сведения о нем чаще всего печатались в хронике происшествий. Бобины для пленки были тогда неизвестны, и пленка просто падала на пол. Техническая неопытность демонстраторов, работавших с легковоспламеняющейся пленкой, в условиях преимущественно газокалильных источников света (электричество было только в больших городах), приводила к пожарам, порой не без жертв. Поэтому первым видом правительственного регулирования кинематографического промысла явилось введение правил противопожарной безопасности, которые, однако, на местах пoчти не соблюдались.

«Сном на яву», «царством теней», «великим немым»  - как только ни именовали кино в начале XX века.

Благодарная детская память тихорецких старожилов сохранила впечатления от киносеансов в электробиографах станции и хутора Тихорецкого. Железнодорожный электробиограф «Рекорд» под дирекцией Покорского в здании вокзала, железнодорожный  «Грандэлектро» (позже электротеатр) Дорошенко, железнодорожный электротеатр Дионисия Диденко, популярный электробиограф Мясоедова в хуторе Тихорецком, электробиографы Михальченко, Антониной, электротеатр «Обрыв» с варьете Гончарова, электробиограф Общественного coбрания зазывали тихоречан на «шедевры кинематографии», «колоссальные боевики», «сенсационные, небывалые», «сильно потрясающие» драмы, «волшебные иллюзии», «роскошные комедии».

Каждый из сеансов  состоял из трёх частей: пате-журнала, представлявшего видовые картины разных уголков планеты, хронику событий в мире; традиционной драмы (основной части сеанса) и комедии (с эпитетами «большая», «весёлая, роскошная») - «на сладкое». Сеансы сопровождались музыкой.

Программки к сеансам дополнялись пояснительной информацией, например: «Дирекция оставляет за собой право видовые или комические картины в случае надобности или их порчи заменять другими». Или же: «Лица, взявшие билеты в биограф, имеют право гулять в саду», «Картина будет сопровождаться хором певчих», «Сеансы с 5-ти до 11-ти часов сопровождаются специальной музыкой».

Имели место льготные тарифы и пониженные цены на билеты. К примеру, к картине «Любовь и забава» русско-французского электробиографа Мясоедова 14-16 марта 1916 года в хуторе Тихорецком цены на места были: ложи – 55 копеек, 1-е – 45, 2-е - 35, 3-е – 25 копеек. Ученические и детские - 10 копеек. О подорожании билетов на особо кассовые картины также уведомляли кинопрограммки.

С первых шагов нового вида искусства предпринимались попытки соединить изображение со звуком. Это мог быть музыкант, играющий «под экран» на фортепиано - тапёр, а в отдельных случаях даже целый оркестр.

По свидетельству старожилов, в электробиографе Железнодорожного общественного собрания станции Тихорецкой музыкальное сопровождение фильмов обеспечивал Иван Лисунов.

Успех кинолент в первую очередь определялся участием в фильмах актеров, как отечественных, так и зарубежных, популяризации которых всемерно способствовали прокатчики, включая даже такие мелочи, как продажа открытых писем с портретами звёзд «великого немого». По вполне сходной цене — 10 копеек за карточку — покупали тихоречане начала ХХ века фото Макса Линдера, Пренса, Веры Холодной, «мировой красавицы» Елены Маковской, Ольги Преображенской, Ивана Мозжухина.

Впрочем, довольно часто обыватели ходили не на конкретную ленту, разрекламированный фильм или известного актёра, а в электрический театр сам по себе. Целью такого похода было не столько знакомство с кинематографом, сколько совершение определенного ритуала, являвшегося частью культуры городской повседневности.

Елена КАЗЕ, краевед.

Категория: Образование и культура | Просмотров: 1122 | Автор: Редактор


Всего комментариев: 0
Правила Модерации
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Реклама

ERID: 2VfnxvhJF7e
ИП Елена Евгеньевна Казинцева
Реклама 12+
ИП Елена Евгеньевна Казинцева.
ИНН 232100449408
ERID: LdtCKYoLN
Тиристическое агентство «Тихорецк» в Тихорецке
Реклама 12+
ООО «Турагенство «Тихорецк» ИНН 2321015997
ERID: LdtCKPjLE
Стоматология в Тихорецке Эскулап Про
Реклама 12+
ВОЗМОЖНЫ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ.
ООО «Эскулап-Про» Лицензия ЛО-23-01-008711 от 01.06.2015 г. выдана МЗКК. ИНН 2321009425

КарикатУРА!

Календарь публикаций

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Top.Mail.Ru