Шла Саша по шоссе и сосала сушку, или Корабли лавировали, да не вылавировали — кто из нас в детстве не «ломал язык», с трудом проговаривая эти каверзные, но такие необходимые скороговорки?
Сегодня - международный День логопеда. И как помочь своим детям освоить правильное произношение слов и звуков, мы обратилась в тихорецкий детский сад № 93.
Кабинет логопеда в детсаду РЖД больше похож на большую красочную игровую — здесь есть кубики и конструктор Лего, настоящий, хоть и пальчиковый, театр и игрушки, карандаши и даже говорящая ручка. И в самом деле — проблемы речи, как и многое другое, тут устраняют в игре. Из любимого детского конструктора мастерят буквы и собирают предложения, из кубиков Зайцева составляют слова, а благодаря сухому бассейну и выполненному из фетра пальчиковому театру развивают не только мелкую моторику, но и речь. Незаменимы в процессе обучения и специальные игрушки — так, «жаба произношения» помогает проводить артикуляционную гимнастику и показывает малышне позы для правильного положения языка при произношении разных звуков.
- Артикуляционная гимнастика одинаково хороша как для малышей с тяжёлыми нарушениями речи, так и для ребят, не имеющих явных проблем с произношением звуков, - рассказывает учитель-логопед детского сада № 93 РЖД Алла Синько. - Она укрепляет мышцы и развивает речевой аппарат ребенка, готовя его ко взрослой «разговорной» жизни.
В детском садике РЖД сегодня существуют две группы компенсирующей направленности, с которыми и занимается логопед, — всего около 30 малышей, самому младшему из которых четыре года, старшему — семь лет. Чтобы одолеть непослушные звуки, им приходится немало потрудиться - учить буквы, проговаривать слоги, а также рычать, шипеть, свистеть, осваивая сложные горловые и межзубные звуки «р», «ш», «с», «з». По словам логопеда с 17-летним стажем Аллы Синько, именно они во все времена представляли для малышей наибольшую сложность. Изменилось другое — число малышей с нарушениями речи.
- Количество детей, нуждающихся в профессиональной помощи логопеда, за последние 15 лет увеличилось примерно на 30%, - сетует Алла Синько. - К сожалению, часто родители забывают или не знают, что ум и речевые центры малышей находятся, как говорится, на кончиках пальцев. Именно поэтому так необходимо развивать мелкую моторику, увлекая своё чадо лепкой, конструкторами и многим другим.
Однако существует и обратная сторона медали — порой в погоне за ранними результатами и достижениями своих чад родители забывают о мере, перенасыщая ребёнка информацией, которую он пока не готов освоить.
- Главное - не перегибать палку, ориентируясь на возможности и способности ребёнка, - делится профессиональным опытом Алла Синько.