В поисках самой старой публикации «Тихорецких вестей» к их 96-летию в феврале этого года мы нашли героя.
Хотя, на самом деле, он не терялся. Более того, рассказы о нем публиковались в разных СМИ в разные годы. И мы решили воссоздать биографию последних лет жизни героя Тихорецка и героя Отечественной войны именно по материалам газет. Мы открыли заново Лёню, Леонида Сергеевича, начальника штаба 138 танковой бригады Л.С. Алышева. 22-летний тихоречанин был во всем всегда первым. И на амбразуру врага бросился тоже первым…
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Л. ПОЛЯНИЧКО («Ленинский путь», 22 марта 1975 г.):
«Мы с Леонидом Алышевым дружили с детства. Жили в жактовском доме порог с порогом. Вместе ходили в школу, вместе гоняли в футбол по пыльным улицам, вместе уезжали в пионерские лагеря на берег Черного моря и вместе возвращались оттуда. Оба загорелые и поджарые, как цыганчата. Все лето бегали по городу без рубашек. Парень доброй и открытой души, Леня быстро располагал к себе ребят.
Он был легок на подъем и непоседлив. Стоило ему взяться за какое-нибудь дело, как он лез уже в самую гущу и часто, сам того не замечая, становился центром разных событий.
Коренастый, с приятной улыбкой, Ленька имел нежнейшую, легко уязвимую душу… он был самым деликатным и бесхитростно доверчивым. Но самое главное его достоинство – вера. Вера в друга, товарища. Помню, закончив 9 классов, мы подали заявление в танковое училище. Медкомиссию проходили в горвоенкомате. Окулист забраковал меня.
Леонид часто бывал в Сочи, снимок сделан в 1933 году. Тогда никто и не предполагал, что здесь будет всемирно известный курорт |
- Как плохо, что ты не прошел комиссию! Ты не представляешь, как плохо, что я один поеду в училище! – одним духом выпалил он. - Подожди меня здесь, - Леня рванул в дверь и без разрешения вошел в кабинет военкома.
Мне слышен был его голос. Он настойчиво убеждал комиссара в том, что произошла досадная ошибка, что у меня зрение лучше, чем у него самого.
- Не огорчайся, - обнял Леня меня за плечи, - если будет война, то вместе будем бить врага».
Из публикации В. Ткаченко («Ленинский путь», 20 мая 1967):
«Леонид учился в Тихорецкой школе №34 им. Ленина. Хороший музыкант, юнкор, обладатель 9-ти оборонных значков учебы и отличник учебы – это все Леонид. Увлечение военным делом определило в дальнейшем его жизненный путь. Алышев поступил в Саратовское краснознаменное танковое училище. Выпуск молодых командиров танкового училища совпал с вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну».
Из письма Алышева матери:
«Мамочка, враг силен, но бьем и будем бить его. Больно сжимается сердце, когда видишь зверства фашистов. Отомстим за все: за разрушенные города, смерть товарищей, ваши материнские слезы».
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Л. ПОЛЯНИЧКО («Ленинский путь», 22 марта 1975 г.):
«В 20 юношеских лет мой друг стал командиром, и, когда началась война, он, человек долга, имел одну цель – единственную цель: бить, уничтожать, гнать с родной земли гадов, которые угрожали самому дорогому – свободе и независимости Отчизны.
В 1942 г. фашистские орды рвались к Ростову, завязалась ожесточенное сражение. Особенно тяжелые бои развернулись за речкой Калитва и в направлении станции Чертково».
Из публикации В. Ткаченко («Ленинский путь», 20 мая 1967 г.):
«Июль 1942 г. 18 советских танков попали в окружение врага под станцией Чертково. Фашисты сосредоточили крупное соединение «тигров» против самоотверженно сопротивлявшихся храбрецов.
На коротком совещании перед прорывом старший лейтенант Леонид Алышев сказал: «Головной танк поведу я».
Ярко светило июльское солнце. В предбоевом затишье громко слышалась трель жаворонка. «Жить, жить!» – пел серебристый комочек в голубом чистом небе.
- К бою, по машинам! – скомандовал Алышев.
Лёня был героем публикаций и других газет (Алышев - третий слева) |
Взревели моторы танков. Яростной и стремительной была атака советских воинов. Головной танк врезался в самую гущу «тигров».
Подожженная прямым попаданием машина старшего лейтенанта пошла на последний таран. Черный столб взрыва указал на место, где произошла последняя встреча с врагом».
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Л. ПОЛЯНИЧКО («Ленинский путь», 22 марта 1975 г.):
«Почти каждый год, когда я приезжаю в Тихорецк, меня тянет хоть на минутку в народный музей города. В который раз подхожу к портретам Героев Советского Союза - Евгении Жигуленко, Алексея Гуцалова, Геннадия Кузенко, Георгия Барсковского, Сергея Долинского. Все они воспитанники нашей ленинской школы.
И рядом с героями вполне заслуженно помещен портрет моего друга. Я снимаю шапку и тихо говорю: «Здравствуй, Лёня!». Он смотрит на меня словно живой. На его возмужавшем лице все та же приятная юношеская улыбка».
P.S. Каждый год мы возвращаемся к рассказам о подвигах людей, благодаря которым мы живем. Но Леня Алышев, сколько бы о нем ни писали, сколько бы ни читали - остается особенным героем. Может, кому-то покажется его подвиг маленьким: он вывел из строя всего лишь единицу техники врага и уничтожил пару-тройку фашистов. Он, этот одинокий лев, пошел против «стаи тигров». Алышев ни на секунду не замешкался, не испугался. Он решил еще до боя, что он для него может быть последним. Последним… но настоящим, честным, сильным, как сам Леонид. Наш Леонид. Наш герой».
Благодарим Тихорецкий историко-краеведческий музей за помощь в подготовке материала.