Об этом рассказала педагог-психолог высшей квалификационной категории Татьяна Виткова.
22 ноября в России отмечается День психолога, об этой профессии рассказала её представитель Татьяна Виткова. За плечами Татьяны Анатольевны - работа в учебных заведениях района: городской гимназии № 6, Тихорецком индустриальном техникуме, детском саду № 11 «Родничок».
- Татьяна Анатольевна, чем же занимаются психологи в учреждениях образования?
- В детском саду педагог-психолог ведет разнонаправленную работу. Во-первых, в его должностные обязанности входит помощь в адаптации детей, которые впервые отрываются от своих родителей и попадают в ясли или младшую группу детского сада. Это первая социализация ребенка, и дается она многим детям трудно. Первые три месяца посещения ребенка в детском саду он находится под непрерывным наблюдением воспитателей, психолога. В завершение процесса адаптации проводится совещание, где подводятся итоги адаптации детей, психологом даются рекомендации по его индивидуальному развитию.
- В детских садах есть коррекционные группы. Какую работу там проводят психологи?
- В группах компенсирующего обучения психолог проводит развивающую работу, это игры и упражнения для развития внимания, памяти, воображения, коммуникативных качеств детей, умения дружить в коллективе.
- Какие отклонения встречаются у детсадовцев?
- Среди дошкольников в последние годы все чаще встречаются дети с расстройствами аутистического спектра, нарушением социализации и другими расстройствами. Вовремя выявить и начать коррекционное обучение - задача специалиста-психолога.
- Как быть, если ребенок после сада не может адаптироваться к школе?
- В этом младшим школьникам помогает психолог. Если ребенку трудно интегрироваться в школу, он отстает от программы, психолог помогает доразвить психические функции, стать внимательнее. В последние годы у многих детей школьного возраста наблюдается так называемый синдром дефицита внимания, гиперактивности и СДВГ. Это состояние мешает ребенку учиться и сохранять работоспособность весь учебный день. На помощь учителям и родителям может прийти школьный психолог. Иногда психолог рекомендует родителям и ребенку посещение врача-невролога и психиатра, так как ребенок нуждается в медицинской поддержке и лечении препаратами. Поддержать и просветить родителей в таком случае - забота педагога-психолога школы.
- Чем занимается школьный психолог?
- Он помогает средним и старшим школьникам разобраться в себе, понять себя. С этой целью проводятся беседы, мероприятия, направленные на самопознание, саморазвитие. Одним из важных направлений работы психолога в школе является помощь в самоорганизации перед экзаменами разного рода, развитие уверенности в своих силах. В период моей работы в школе я вела подростковую студию «София», проводила тренинги для старшеклассников и учителей.
- Расскажите о работе в техникуме.
- Педагог-психолог в техникумах и колледжах выполняет функции помощника в адаптации на новом уровне, уже профессионального обучения. Ребята, пришедшие учиться, выбрав профессию, также нуждаются в поддержке и укреплении в новых для них коллективах. Старший подростковый возраст полон вопросов и сомнений, и психолог может помочь ребятам в самоопределении, поднять уверенность в себе. В этом возрасте самой эффективной формой работы являются дискуссии, тематические мероприятия с активным участием самих подростков. Ребята прежде всего интересуются мнением ровесников. И задачей психолога является организация безопасного пространства для общения и коммуникации.
- Какие направления со студентами есть еще?
- Работа с подростками с отклоняющимся, девиантным поведением. Это дети из дисфункциональных семей или семей с трудными жизненными обстоятельствами. Некоторые из них уже состоят на профучете, и с ними должна вестись профилактическая психологическая работа. Задача психолога - попытаться помочь парню или девушке - выровнять свой жизненный путь, поверить, что можно и нужно жить по правилам и нормам общества.