В истории ушедшего столетия не было битвы более жестокой, чем Великая Отечественная война. Она унесла миллионы жизней на фронтах, оккупации, блокадном Ленинграде, плену. Особое уважение вызывают женщины-воины. Красивые, молодые, нежные, они рвались на фронт, чтобы защищать Отечество.
Смущённая улыбка, ласковый взгляд добрых внимательных глаз - такая на портрете Пелагея (Полина) Тихоновна Злобина, моя прабабушка. На другой фотографии она с боевыми наградами, в окружении однополчан, с которыми встречались каждый год, пока позволяло здоровье. Со слезами на глазах о своей маме рассказывала моя бабушка.
Поля, Поленька только закончила 10 класс в Белой Глине, когда пришла страшная весть о начале войны. Вчерашние выпускники шли в райком комсомола, в военкомат с просьбой отправить на фронт. Не смогла и Полина остаться дома: отправилась в учебный батальон, где были одни девушки.
Из ее воспоминаний: «Встретил нас, девушек, командир батальона – грузин Долидзе. Как увидел, что пополнение – одни девушки, долго сердился. Но мы его любили, как отца, а он жалел нас и потому не щадил – учил всему, что знал сам. Распознавать самолеты, определять курс, высоту. Учил быть смелыми, воевать, но самое главное - преодолевать страх и выживать».
Незаметно пролетел год, учеба закончена, принята присяга, девушек-бойцов готовят к отправке. Вчерашние школьницы научились владеть оружием, оборудовать наблюдательные посты, разбираться в типах самолетов, своих и вражеских, узнавать их по звукам, силуэтам. Так сформировался 15 отдельный батальон ВНОС под командованием комбата Долидзе.
И вот в 1942 году Пелагея стала связисткой. Вместо красивого платья – гимнастёрка, вместо туфелек - грубые солдатские сапоги. Принята присяга, распределение по ротам, на наблюдательные посты по всей Кубани. Поля попадает в 15 отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи ПВО, батальон ВНОС.
По семь девушек разбрасывали на посты: на вышки, в окопы, в копны сена. Поставлена задача: по звуку, а позже - по силуэту определить, чьи, свои или вражеские, самолёты летят, сколько их, какого типа, направление движения. Сведения передавались службе ПВО. Кажется просто. Но это только на первый взгляд. А если ошибёшься? Ведь сведения передавались зенитчикам.
Перед самым отбытием из Кропоткина Полине удалось передать домой, что их отправляют из учебки. Мать шла всю ночь, чтобы увидеть дочь. Пришла под утро, обнялись, поплакали, сфотографировались на память. Хрупкая Поленька стала солдатом отдельного батальона ПВО.
И начала судьба мотать Пелагею Злобину и ее подруг - Шурочку Лагуткину, Машу Цыганок, Надюшу Миклошину по фронтовым дорогам от Тихорецка до Берлина: Тихорецк – Кропоткин – Усть–Лабинск – Староминская – Львов – Краков - Берлин.
Постоянно находились на передовой. Особенно страшно было ночью, работали под адский вой самолётов, определяли курс противника, типы, скорость, высоту полета и быстро передавали данные на ротные и батальонные посты.
В архиве семьи есть воспоминания Полины Тихоновны, моей прабабушки: «Когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Потом прошло. Первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что казалось, перекрикивала грохот боя. Потом привыкла. Мечтала выжить, выстоять, забыть, что такое война, а еще… Надеть красивое платье с юбкой-клеш из легкого шелка вместо пропотевшей гимнастерки и грубой шинели, туфли на каблуках - вместо тяжелых сапог. И кружиться под звуки вальса! Но вместо этого – автомат и тяжелая катушка провода».
Долгие годы шла война. Шагала Поля, Полюшка, Полина по страшным ее дорогам и дошагала до Победы. Это только сказать – четыре года, а сколько горя, слез, беды, смерти! Самые тяжёлые воспоминания у девушек остались от лагеря для военнопленных Освенцима, где увидели горы трупов, залитых водой. Такое вряд ли забудешь!
9 Мая Пелагея Тихоновна встретила в Германии, в городе Беутене. В большом доме, где их разместили, девчонки нашли роскошные шторы, из которых сшили себе платья, чтобы наконец-то снять выгоревшие гимнастерки.
Девушки, прошедшие войну, так и не заметили ушедшую юность. Может, поэтому так были желанны встречи с однополчанами, с которыми старались увидеться каждый год в День Победы. Сначала их было много, ещё крепких, полных сил, затем всё меньше..
Нет в живых и Поли, Пелагеи Тихоновны, милой, доброй, внимательной учительницы начальных классов, моей прабабушки. Её мечта сбылась; она стала учить детей, после войны окончила педагогическое училище.
Память о подвиге жива, жива в детях, внуках, правнуках ветеранов Великой Отечественной войны Пелагеи Тихоновны и Фёдора Андриановича Злобиных, моих прабабушки и прадедушки.
Живёт в мемориальной доске на стене школы №18 посёлка Паркового, которая установлена к встрече однополчан в 45-летний юбилейный год Победы, и будет жить долго в пожелтевших фотографиях семейного альбома, в памятной грамоте «Боевое имя Кубани» к юбилею Победы. В семье говорят, что я очень похожа на свою прабабушку. Мне бы хотелось быть достойной её памяти!
Софья КОРНЕЕВА, 15 лет, ЦВР поселка Паркового, объединение «Проба пера», руководитель Татьяна ДРОБНАЯ.