Кто сегодня отмечает солидный день рождения?
Живёт на нашей малой родине свидетель, которому 108 лет. Он видел, как хутор Тихорецкий заселялся, как становился городом, как появился одноимённый район. Это — газета. Сегодня ее зовут «Тихорецкие вести», а в 1918 году издание зародилось как «Рабочий и солдат».
Долгие десятилетия первые выпуски считались утраченными, но наш земляк, краевед Александр Мартынов из посёлка Каменного совершил, казалось бы, невозможное. Как настоящий детектив, он отыскал эти бесценные раритеты в архивах страны!
В день рождения районки - 2 февраля по старому стилю, 15-го - по новому - мы впервые расскажем, о чём писала её предшественница.
2 февраля: «Закладывается фундамент Советской власти»
Итак, знакомьтесь – наш первенец. Цена — 25 копеек, выходит два раза в неделю. Пометка: «Адрес конторы и редакции – хутор Тихорецкий, типография «Прогресс» и чуть ниже: «Временно выходит два раза в неделю».
Номер открывается ударной информацией в духе времени:
«В Западной Европе началась революция! В Берлине, Будапеште образованы советы рабочих депутатов! Киев и Одесса взяты советскими войсками, Рада бежала! Оренбург взят, царству Дутова пришёл конец!»

Но главное — местная сводка, названная без затей «Тихорецкая, 2 февраля». В ней — весь манифест нового издания:
«Газета выходит в чрезвычайно грозный решительный момент в истории российской революции, Кубани и Дона. Здесь только начинается строительство новой жизни, только закладывается фундамент Советской власти. Наша газета и будет служить этим задачам: беспощадной борьбе с контрреволюцией — с одной стороны, и строительству новой жизни, укреплению Советской власти — с другой».
Вот такая двойная миссия: быть и оружием в борьбе, и инструментом созидания.
Неожиданное в революционном листке — стихи. Рядом с приказами (например, о расформировании управления военного духовенства) — пронзительные строки. Митрофан Седин оплакивает сына Глеба, замученного юнкерами в Екатеринодаре:
«Ты жертвою пал за народное дело -
От рук палачей, негодяев-дворян.
Убил тебя юнкер, убил без прицела,
Как подлый и низкий ночной хулиган.
Отрезали уши и нос, издевались!
Пронзили штыками глаза.
Над телом твоим дорогим насмеялись,
Не тронуло их сожаленье, слеза».
И это не «агитка», а человеческая боль, вписанная в рифму в историю. Журналисты с первого номера понимали: за лозунгами — судьбы.
11 февраля: «В положительном смысле Содом и Гоморра»
А вот и первый репортаж - рассказ делегата Екатеринодарского союза кожевников И. Папина, побывавшего в Петрограде на всероссийской конференции.
«Наши железные дороги представляют собой, в положительном смысле, Содом и Гоморру (примечание редакции: сложно понять, что положительного нашел автор в Содоме и Гоморре. Возможно, просто хотел смягчить риторику?). Все вагоны и вокзалы переполнены мелкими спекулянтами самого низкого пошиба. Эти банды невежественных торгашей и в то же время провокаторов с каждым днем растут и ширятся. На станциях поезда атакуют «водочные короли», загромождают вагоны ящиками с водкой, жмут и притесняют пассажиров. Лишь поезда трогаются, «короли» раскрывают свои корзины, и начинается гнусная торговля и опаивание пассажиров. Вагон наполняется позорящей человека отборной бранью, а воздух отравляется спиртом».
Далее - прообраз современной криминальной хроники – заметки «Самосуд» и «Арест» в рубрике «Местная жизнь».
«5 февраля на станции Тихорецкой были задержаны двое мужчин и одна женщина. При обыске оказались: один пулемёт «Кольт» и 2000 патронов к нему, 3000 патронов для винтовки, 4 револьвера «Наган», несколько десятков винтовок, 4 ручные бомбы и план Петрограда. Со слов женщины выяснилось, что их целая компания, пробирается в кубанскую область. Когда арестованных повели в военно-революционный комитет, толпа набросилась на них и растерзала. Убитые, судя по наружности, принадлежали к разряду офицеров».
А в заключении - приглашение к диалогу:
«Рабоче-солдатская газета может существовать только при содействии самих рабочих и солдат... Товарищи, присылайте статьи, корреспонденции, заметки, письма».
Так более века назад был заложен краеугольный камень — обратная связь с читателем.
15 февраля: «Что ты спишь, казачок?»
Читаем передовицу четвёртого номера и невольно заражаемся ликованием автора:
«Ростов пал! Кадеты, юнкера и дезертиры-офицеры разбиты нашими войсками наголову... Ликуй, трудовой народ! Тихий Дон освобождён от насильников!»
И сразу после победных реляций — суровая экономика:
«Теперь мы не будем платить спекулянту за плуг 40 рублей, когда он в покупке обходится всего в 20, не будем платить за жатку 300 рублей, когда она стоит 120. Ибо эти орудия будем приобретать не у купцов, по одиночке, а организациями из первых рук».
Газета становится популяризатором новой экономической политики, защитником кармана крестьянина. Прямой наследник — наши сегодняшние материалы о ценах, кредитах и господдержке АПК.
Листаем пожелтевшие страницы и снова находим стихи. Автор – некий И. Ахтанизовский. Думаете, неуместная лирика в разгар кровопролитной гражданской войны? Отнюдь! Грамотная агитация и прямое обращение к целевой аудитории:
«Что ты спишь, казачок?
Ведь весна на дворе,
Ведь теперь уж не то,
Что было при царе!
Сам занялся теперь
Весь российский народ
Отбиранием земли,
Закреплением свобод».
Вот он, исток современной «Тихорецкой читальни», где публикуются материалы местных поэтов и писателей!
Ну и как в районной газете обойтись без местной хроники? Благодаря ей мы узнаем, что 9 февраля в Терновской состоялось общее собрание, «на котором присутствовало более 2000 душ». И они единогласно признали советскую власть «как в центре, так и на местах».
Казалось бы, все хорошо, но анонимный автор недоволен.
«Мы должны были сейчас же приступить к избранию совета казачьих и крестьянских депутатов станицы, но этого не сделали. Отложили на следующее воскресенье и этим дали возможность врагам трудового народа – станичным кулакам и буржуям – внести в наши революционные ряды разлад.
Братья-казаки! Время не ждёт! Надо организовать боевую дружину и двинуться против наших притеснителей!»
P.S. 12 февраля, или 108 лет спустя.
Вот такая она - нить, сплетённая из бумаги, правды и времени. И мы гордимся тем, что продолжаем её плести! Для газеты 108 лет — это не возраст, а традиция. Традиция быть первыми, кто поможет Тихорецкому району окунуться в прошлое, своевременно проинформирует о настоящем и задумается о будущем.
«Тихорецкие вести»











Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter