Вчера в России был памятный день. 71 год назад, 22 июня 1941 г., в 4 часа утра, без объявления войны немецко-фашистские захватчики вероломно напали на Советский Союз.
В первый же день войны агрессор бросил в сражение огромные силы. Десятки тысяч орудий одновременно открыли огонь, тысячи танков и самолётов устремились на восток, сея смерть и разрушения, неся неисчислимые бедствия и страдания советскому народу.
Почему Красная Армия была застигнута врасплох? Почему наши войска смогли остановить врага только на подступах к Москве? С этими вопросами мы обратились к опытному военному начальнику, председателю районного совета ветеранов генерал-майору Анатолию Сеину.
Пристально изучая историю Великой Отечественной войны, Анатолий Иванович пришёл к выводу, что Красная Армия не была готова к войне. Во-первых, экономика молодой советской страны не успела к 1941 году в полной мере обеспечить материально-технические потребности армии. К тому же явно запоздала директива Генерального штаба о приведении войск пограничных округов в боевую готовность.
Конечно, Сталин знал о приближающейся войне: "Война неотвратимо приближается, - говорил в середине июня Иосиф Виссарионович. - Трагическая развязка вот-вот наступит…" Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, бывший в то время начальником Генерального штаба Красной Армии, в своей книге "Воспоминания и размышления" рассказал о том, что вечером 21 июня ему сообщили, что к пограничникам явился перебежчик. Немецкий солдат утверждает, что немецкие войска выходят в исходные районы для наступления, которое начнётся утром 22 июня.
Об этом сообщили Сталину, который срочно вызвал к себе Жукова, Тимошенко и Ватутина. Поздним вечером 21 июня была составлена директива о приведении в боевую готовность приграничных округов. К сожалению, этот важный военный документ передавался в военные округа почти всю ночь. Многие из командиров дивизий и частей так и не успели её получить. Внезапное нападение противника застигло некоторые соединения в местах их обычного расположения, а не на рубежах обороны.
Анатолий Сеин подчёркивает, что советскому руководству было необходимо время для налаживания серийного выпуска нового вооружения, достаточного количества боеприпасов. Ещё в 1933 году Сталин заявил, что нам необходимо за две пятилетки преодолеть огромное отставание от западных капиталистических стран, иначе враги сомнут нашу страну. В этом направлении было много сделано, созданы новейшие образцы вооружений, многие из которых к началу войны находились в стадии разработки. Поэтому Сталин в надежде на то, что удастся оттянуть время начала войны, вёл переговоры с немецким руководством, был заключён договор о ненападении.
Но, как говорится, историю не перепишешь. Утром 22 июня пришли в движение миллионы солдат, десятки тысяч орудий одновременно открыли огонь, тысячи танков и самолётов устремились на восток, сея смерть и разрушения, неся неисчислимые бедствия и страдания советскому народу. В соответствии со своим планом наступления, фашистское верховное командование планировало завершить войну через три-шесть недель.
Фашистским планам не суждено было сбыться. На нашей территории фашистские войска "задержались" более чем на три года. Огненный смерч прошёлся по европейской части страны дважды - сначала на восток, затем в обратную сторону, на запад. Это привело к огромным потерям, как среди военных, так и среди мирных граждан, которые не идут в сравнение с аналогичными потерями Германии, на территории которой бои велись менее пяти месяцев.
Людским потерям Анатолий Иванович Сеин уделяет особое внимание и приводит конкретные цифры современных исследователей, которые показывают трагичный масштаб Великой Отечественной войны. Общие людские потери СССР по данным Госкомстата составили 26,6 миллиона человек. Из них на оккупированных фашистами и их союзниками территориях, а также на принудительных работах в Германии, погибло 13 миллионов 684 тысячи мирных советских граждан. Только в Ленинграде и его пригородах во время блокады погибло около миллиона мирных жителей. В Сталинграде только за август 1942 года, во время массированных налётов фашистской авиации, погибло более 40 тысяч человек гражданского населения.
Общие потери Вооруженных сил СССР в годы войны составили 9 миллионов 168 тысяч человек. В их числе более одного миллиона солдат и офицеров, отдавших свои жизни при освобождении народов Европы. Необходимо отметить, что подавляющее число советских военнослужащих, пропавших без вести и попавших в плен, приходится на два первых года войны. В то же время потери Германии и её союзников составили около 11,8 миллиона человек. Потери гражданского населения "Третьего рейха" - около 3,3 миллиона человек.
- Чрезвычайно высокие людские потери СССР в годы войны объясняются, прежде всего, политикой геноцида славянского народа, которую применял Гитлер, - подводит итог беседы Анатолий Иванович Сеин. - Основная тяжесть борьбы с фашизмом легла на плечи Советского Союза и его Вооруженных сил. Победа досталась советскому народу дорогой ценой. Жаль, что ныне многие псевдоисторики переписывают итоги Великой Отечественной войны, умаляя роль нашего народа в победе над фашизмом.
Более 20 тысяч тихоречан ушли на фронт, с полей битв вернулось чуть более 10 тысяч наших земляков.