Русский дворянин, репрессированный, солдат Отечества, гражданин России - это мой прадед, Пётр Григорьевич Огнев.
О таких людях в литературе и СМИ часто говорят: "Его судьба тесно переплелась с историей страны." Переплелась…Что это значит - жил, работал, терпел, страдал, сопротивлялся, боролся? Да, боролся и жил.
В 1939 году Петру Огневу было предъявлено обвинение как "врагу народа" за не пролетарское происхождение. Что чувствовал он в холодном, угрюмом, пропитанном людским страданием лагере? Было ли его горе самым тяжёлым и несправедливым, а может, обида на весь белый свет грызла днём на лесоповале, ночью в холодном, продуваемом посвистывающим ветром бараке. Жалел ли Пётр, что не пополнил ряды эмигрантов? Трудно сказать об этом сейчас в век свободы и демократии.
Люди говорят: "Родился человек, родилась судьба". Судьба предоставила ему ещё более суровое испытание - войну. Как взрыв, разорвала она тайгу, лагерь и сознание человечества.
Пётр один из первых отнёс заявление к начальнику лагеря, Васильеву. "Василий лютый" - так называли заключённые властелина и повелителя их жизней. Прочтя по слогам желтоватую бумагу, смачно плюнув на брусничник, Василий ударил в лицо Петра: "Что, белая морда, удрать хочешь? К своим собрался?.." И снова удар, затем ещё и ещё…
Августовское утро не обещало хорошей погоды. Восточный ветер крепчал, тучи всё чаще закрывали солнце, ничего особенного для северного лета. Да только стало оно для Петра Григорьевича особенным. Собрав заключённых на лагерной площади, упитанный не в меру, с бордовым лицом, полковник НКВД громко кричал: "Родина даёт вам шанс искупить вину кровью…" Вину? Какую вину? За что? Да разве это важно? Нет, главное - со своим народом бить врага, ненавистного фашиста.
Ехали долго, в товарных вагонах, на станциях не выпускали, почти не кормили. Только это было неважно, теперь он солдат, солдат своей Родины. «Штрафбат» - ударило в мозг. Даже унижение и стыд не могли сломить воли бороться с врагом. Бросался Пётр в атаку под Москвой, когда у пулемёта заканчивались пули, не прятался в окопах, защищая златоглавую, был ранен тяжело, выжил в полевых госпиталях, ещё сочилась кровь, а он шёл в колонне солдат, готовясь защищать Сталинград.
Кавказ, Украина, Белоруссия, Будапешт… Венгры, союзники фашистов, подготовились к обороне основательно. Будапешт стоял неприступной крепостью. Уже несколько недель гибли и гибли советские солдаты. Враг снова и снова отбивал атаки. Командир роты пулемётчиков Пётр Огнев получил приказ занять высоту и держать, держать её любой ценой. Как он остался один на этой высоте, не мог точно рассказать внукам, а может, просто не хотел говорить, как гибли товарищи, как просили воды, хоть каплю, и умирали, не дождавшись помощи. К вечеру этого самого длинного дня он чувствовал себя заговорённым, видел пули врага, что летели рядом, и всё стрелял и стрелял.
Стемнело. Бой потихоньку стихал, и на командном пункте услышали пулемёт. Значит, кто-то остался жив, бьёт врага. Один.
Подмога пришла, и мой прадед остался жив, удержав высоту. После взятия Будапешта командование наградило его орденом Отечественной войны 3-й степени. Были медали, была Победа. Победа великого народа и Победа моего прадеда.
Я знаю, он герой и смелый солдат. Но главное, он верный гражданин России.
Елена КУКСОВА, ученица 9 "Б" класса СОШ № 7 г. Тихорецка.