Автор публикации (справа). г. Москва 1964 г. |
Многие жители Тихорецка хорошо знают коренного тихоречанина Юрия Александровича Мушенко.
Он много лет проработал в машиностроении – сначала на знаменитом Ждановском заводе в г. Мариуполе, затем на ТМЗ им. Воровского. Закончил он свою трудовую деятельность в 2012 году и сегодня находится на заслуженном отдыхе.
Однако мало кому известно, что Мушенко имеет 5 удостоверений изобретателя СССР и является почётным машиностроителем Минпромэнерго России. А такие звания заслужить было не просто – машиностроение в ту пору находилось на подъёме и оригинальные технические решения не были редкостью. Поэтому, чтобы отличиться, необходимо было изобрести что-то действительно выдающееся и неординарное. И, судя по наградам и авторским свидетельствам, нашему земляку это удавалось.
Не будем вдаваться в технические подробности его изобретений, поговорим о том, как же становятся изобретателями, что необходимо для этого. Вот что об этом рассказывает сам Юрий Александрович.
- В 60-е годы, когда я учился в средней школе №80 г. Тихорецка, на уроках труда нас обучали работать не только руками, но и головой. Наиболее заинтересованные ребята собирались после уроков в так называемые кружки, мастерили самые различные вещи – от простых табуреток до действующих моделей электровозов. Тогда наша школа считалась железнодорожной и поэтому имела специальный профессиональный уклон.
Под руководством опытного и талантливого учителя труда В.М. Костенко сделанные нами модели железнодорожной техники участвовали в ежегодных соревнованиях в г. Ростове-на-Дону. Туда съезжались юные моделисты из более чем десяти городов СКЖД – от Дербента на юге до станции Лихая, что на севере Ростовской области.
Нередко мы добивались на этих соревнованиях хороших результатов. Даже выезжали с Виктором Михайловичем на выставку в Москву, где в Центральном доме детей железнодорожников СССР проводились выставки технического творчества. Так, в 1964 году мы поделили третье и четвёртое места с ребятами Закавказской железной дороги.
Это школьное увлечение и стало решающим фактором при выборе мной профессии, и я поступил в Новочеркасский политехнический институт (ныне ЮРГТУ) на факультет механизации и автоматизации.
После окончания вуза был направлен на Ждановский завод тяжёлого машиностроения в г. Мариуполе и принят на должность специалиста-конструктора горно-рудного оборудования. В то время это предприятие было настоящим гигантом - там работало 32,5 тысячи человек!
Шагающий экскаватор горного комплекса |
Однажды мне поручили разработать небольшой узел на механизм подъёма, в нескольких вариантах исполнения. А когда я справился с этим заданием, то последовало предложение на конструирование более сложных узлов. В том числе на механизм передвижения 108 - тонного машинного комплекса по добыче полезных ископаемых открытым способом. Скажу для тех, кто не видел этот комплекс – только его роторное колесо было высотой с семиэтажный дом! У этого гиганта и возникла проблема с натяжением громадной гусеничной цепи.
За конструирование взялись сразу несколько специалистов, но выбор пал на мой вариант конструкции. А когда стали проверять чертежи на патентную чистоту, оказалось, что таких решений ещё не было, и по предложению моего руководителя В.Г.Дудкина была оформлена заявка на изобретение. Вскоре Госкомитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдал авторское свидетельство от 5.4.1973 года на изобретение “Гидравлическое натяжное устройство”.
Это было первое, но не последнее изобретение в моей трудовой биографии. Всего их у меня пять. В том числе два на заводе им. Жданова и три изобретения на ТМЗ им. В.В. Воровского. Кроме того, у меня множество оформленных рационализаторских предложений.
Скажу откровенно – вряд ли из меня получился бы изобретатель, если бы не школьный кружок, где наш любимый учитель труда обучал нас азам конструирования! На всю жизнь запомнил я Виктора Михайловича, который дал мне своего рода путёвку в жизнь.
Но давно уж нет таких кружков в наших школах, а жаль! Именно там закладывались основы научного творчества, именно там проявлялись таланты будущих конструкторов.
Не пора ли возрождать это дело, ведь Россия издавна славилась своими изобретателями ещё со времён Левши? И нельзя терять нам эти славные традиции!
Ю. МУШЕНКО, изобретатель СССР, почётный машиностроитель Минпромэнерго России.