Почтовая открытка № 4 «Железнодорожный сад» с видами станции Тихорецкая.
На основе графических документов сотрудники историко-краеведческого музея открыли интересные истории.
В фондах тихорецкого историко-краеведческого музея сохранился чертеж вышки для железнодорожного сада. На обратной стороне листа карандашом написано: «Отдыхали богатеи рядом с клубом». Под клубом имеется в виду, конечно, современный клуб им. Меньшикова, а примыкающий к нему парк и есть тот самый сад – старинный, железнодорожный, акациевый.
Если подняться на два метра вверх от земли по вышке, мы окажемся на смотровой площадке. Вот только поместиться взрослому здесь непросто - над головой едва метр в высоту. Забава-то придумана для детей. Для них, кстати, в саду было отведено отделение для игры в кегли и катания на роликовых коньках. А для взрослых - беседки, фонтаны, прогулочные дорожки для неспешных бесед, прочие многочисленные удовольствия для отдыха.
Сад был разбит вдоль железнодорожных путей от пассажирского здания в сторону станции Ростов-на-Дону на площади 3080 квадратных саженей, или почти 14 тысяч квадратных метров! «Разумных развлечений» в саду хватало, он даже мог претендовать на статус увеселительного.К слову, мода на увеселительные сады пришла в Россию в 19 веке из Европы, и еще больше их процветанию способствовала отмена монополии императорских театров в 1882 году. Начиная от Москвы и Петербурга, свои увеселительные сады имели и губернские города, и провинциальные, в отдаленных местах империи. Развлекательная культура дореволюционной России очень быстро превратилась в феномен - некоторые современники видели в увеселительных садах зарождение городской демократической культуры, где сходились все классы и сословия в поисках развлечений. В начале 20 века любой опрятно одетый человек мог попасть в такой сад, отдав входную плату.
Тайны городского старинного сада хранит почтовая открытка со станции Тихорецкой. Она так и называется - «Железнодорожный сад». На входе в парк стоит будка, на её фасаде - следы от афиш. Что там, на афишах, прочитать пока не удалось.
Центральная деревянная арка увешана лампочками-гирляндами - значит, гулять в саду можно было допоздна. Электрическими проводами опутано всё вокруг. Территория огорожена - следовательно, вход сюда был платным.
От арки открывается центральная аллея с рядом лавочек. По воспоминаниям тихорецкого казака Анатолия Лукьяшко, это был большой декоративный сад, в уголке которого стояло большое деревянное здание с малой эстрадной сценой. Летом здесь работал электробиограф. Построить его взялся Иван Леонтьевич Глухов, занят он был еще и на электростанции в паровозоремонтных мастерских. По свидетельству старожилов, в электробиографе соседнего железнодорожного клуба музыкальное сопровождение фильмов обеспечивал Иван Родионович Лисунов. Работы ему, наверное, хватало и в саду – кино тихоречане любили.
Аттракционы, лотерея, конкурсы, танцы, французская борьба, тир, бильярд, маскарады и фейерверки – все это могло быть в тихорецком саду! А на сцене летней эстрады показывали пьесы и оперы приезжие артисты.
Кстати, увеселительные сады признавались в российском обществе, поскольку многие знаменитые актеры и певцы соглашались давать в них концерты. В московский сад «Эрмитаж», например, приезжали даже европейские звезды масштаба Гарри Гудини и Лины Кавальери.
В программе вечеров бывали дивертисменты – короткие спектакли одного или нескольких жанров. Но, возможно, в тихорецком саду зрители видели еще и цирковые, танцевальные, песенные, музыкальные, балетные номера. Это всегда было зрелищно и производило впечатление на публику!