Рисунок Альфреда Анисимова
Обычно забываем. Не своих близких, а все непредвиденные обстоятельства, с которыми пришлось столкнуться в то время, когда мало что понимаешь.
Тебе сообщили о смерти близкого человека... и дальше цепочка действий сквозь слезы: тело из морга, похороны, поминки, куча бумаг и т.д. Конечно, тебе кто-то помогает, но в основном все решает количество денег, которым ты располагаешь... И без препятствий, без дополнительных бед (хотя какие могут быть ещё беды на фоне смерти?), без людской наглости и наживы на горе не обходится.
Передо мной письмо и ответ на него. Конкретный пример недавней "цепочки действий сквозь слезы".
Письмо на имя главного врача МУЗ ЦРБ Черченко А.В. Имя автора, чтобы не тревожить лишний раз родственников покойной, указывать не будем. Письмо в редакции. Вот выдержки из него:
"3 марта, в субботу, до приезда "скорой" умерла моя родственница. Пришедшая участковая врач сказала, что ей не ясна причина смерти, поэтому нужно отправить на вскрытие, отвезти умершую в больницу. Мы, конечно, наняли машину и повезли тело в больницу. В приемном покое к моргу с нами отправили санитарку, которая открыла морг и сказала: "Заносите и кладите в холодильник". Двое ребят, наших соседей, которым всего-то по 20 лет, открыли холодильник и сказали, что там уже стоят две каталки с умершими, на что санитарка ответила, что это не ее дело, "ставьте каталку в угол в коридоре, или запихивайте как хотите, или забирайте назад". Как можно было оставить в коридоре на два дня? С ребятами-соседями раздвинули каталки с другими телами и стали втискивать еще одну. Все это время санитарка стояла на улице и только крикнула, что умершую нужно раздеть. С утра тело уже застыло, сама я раздеть не смогла.
После того как пришла домой, сообразила, что никто не спросил документов на покойную. Позвонила в приемный покой, мне ответили: "Возвращайтесь и оставьте направление". Спросила, как быть с тем, что раздеть я ее не смогла, девушка на том конце провода стала советоваться с теми, кто был рядом, а я услышала, что " ничего, значит, там не замерзнет..", и дальше смешки в том же духе.
Когда вернулась в приемный покой, со мной опять отправили санитарку с ключом и сказали, чтобы раздевала сама… Людей, помогших мне, я нашла, но остались вопросы.
Почему та же врач не сказала, что тело нужно было раздеть, прежде чем положить в морг?
Почему в приемном покое никто не объясняет, какие бумаги оставлять, почему налицо явное издевательство и хамство?
Почему нет какой-то службы, чтобы ДАЖЕ В ВЫХОДНОЙ ИЛИ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ людям смогли помочь в горе, пусть за деньги. Ведь есть же в больнице другие платные услуги. Почему нет этих?
Не раз до этого сталкивалась с ситуацией, что в выходные вообще не знаешь, к кому обратиться. Почему нет каких-то дежурных, какой-то службы, могущей помочь людям, пусть платно, с установленным тарифом (на обмывание, одевание и т.д.).
Прошу вас разобраться в этой ситуации. Наверняка мой случай не единичный. Просто сразу людям не до этого, а после не хочется ворошить неприятные воспоминания».
Вопросы поставлены. Попытаемся найти ответы на них.
Но сначала выдержки из официального ответа, подписанного главврачом нашей больницы:
"...Участковый терапевт, после осмотра трупа сотрудниками УВД на предмет отсутствия у трупа признаков насильственной смерти, обязана была Вам выдать на руки направление трупа в морг на патологоанатомическое вскрытие, а также объяснить, что труп перед транспортировкой в морг необходимо раздеть. Сотрудники приемного отделения должны были организовать прием трупа в патологоанатомическое отделение, труп поступил в ПАО в выходные дни (в период с 3 по 4 марта 2012 года), работники в ПАО труп не принимали. Патологоанатомическое исследование трупа и выдача медицинского свидетельства о смерти было произведено в рабочий день 5 марта 2012 года. Беседа с родственниками проходила корректно, с учетом принципов этики и деонтологии в практике патолога.
В заявлении указано, что в холодильной камере ПАО на момент поступления трупа находилось уже две каталки. Холодильная камера ПАО в настоящее время рассчитана на две каталки, что не соответствует потребностям патологоанатомической службы района в целом. В 2011 году вопрос о расширении холодильной камеры был положительно рассмотрен заместителем главного врача по хозяйственной части Н.А. Полиенко. В настоящее время администрация ЦРБ рассматривает вопрос о выделении средств для проведения этих работ.
Трупы из отделений стационара и из дома принимаются без ценных вещей, документов и одежды с сопроводительным листом на умершего. В отличие от судебно-медицинской экспертизы, где при исследовании трупа упор делается на внешний осмотр с целью выявления телесных повреждений и механических повреждений одежды, в патологоанатомических отделениях приоритетным в исследовании является внутреннее исследование. Кроме возможных конфликтных ситуаций, связанных с утерей материальных ценностей и документов, в должностных обязанностях санитару патологоанатомического отделения не вменяется в обязанность раздевание, также как и одевание трупа (функциональные обязанности санитара прилагаем). Это должны делать родственники или специальные погребальные структуры.
На вопрос о платных услугах в патологоанатомическом отделении администрация ЦРБ поясняет следующее. В настоящее время оформление платных ритуальных услуг в Тихорецкой ЦРБ невозможно по следующим основаниям:
а) оказание медицинских услуг возможно в рамках Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, утвержденной 12 июля 2004 года заместителем министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубовым. Работы и услуги (ритуальные услуги) не включены в указанную номенклатуру, так как не являются медицинской деятельностью;
б) эти работы не являются профильными для основной ра-боты и не должны выполняться медицинскими работниками в соответствии с трудовым законодательством;
в) включение ритуальных услуг в медицинские услуги является нарушением статьи 10 Федерального закона от 7.2.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей".
С сотрудниками приемного отделения проведен разбор данной жалобы, взяты объяснительные, им указано на необходимость соблюдения морально-этических и деонтологических принципов при беседе с родственниками умерших больных. Обязанность приема трупов санитарам приемного отделения в нерабочее ночное время, выходные и праздничные дни введена в их функциональные обязанности. С участковыми врачами-терапевтами проведена беседа о необходимости объяснения родственникам умерших больных, что трупы в морг необходимо доставлять без одежды и при необходимости нанимать бригаду по оказанию ритуальных услуг".
За килограмм... мертвого веса
Начнем с последнего. Раздевать и отправлять в морг умершего? Так уж случилось, что за последние 15 лет я похоронила самых дорогих мне людей: дедушку, отца, брата, маму. Все, кроме дедушки (ему было 88 лет), умерли в больнице. Омывали, переодевали дедушку соседки-старушки. Тогда были живы родители, и меня близко не подпускали…
Маму я похоронила полтора года назад. Умерла она в реанимации. Муж с родственниками перекладывал тело, чтобы отправить в морг. За немаленькие деньги ее там одели. За что на тот момент я была очень благодарна, и если бы потребовали сумму в несколько раз больше, выложила бы. Естественно, деньги шли не через кассу. Только в страшном сне я могу представить, что мама умирает дома, и я ее раздеваю догола, чтобы отправить в таком виде в больницу...
В приватной беседе в похоронном бюро нам дали телефон женщины, которая помогает проводить умершего в последний путь. Омывает, одевает на дому. Позвонили. Почем берете? Цена, оказывается, зависит от веса. А если покойник в морге?
- В морг я не пойду, - сказала она.
В похоронке нам дали еще телефон водителя машины, который перевозит умерших. На вопрос, есть ли у нас фирмы, официально оказывающие такие услуги, ответили - нет.
А как у соседей с похоронами?
г. Армавир
В этом году в Армавире созданы необычные подразделения - специальный отдел по вопросам похоронного дела, который возглавил чиновник Андрей Андрейцов, и попечительский совет по вопросам похоронного дела, включивший сотрудников отдела, депутатов городской Думы и представителей общественности, сообщили "ФедералПресс.Юг" 28 марта в пресс-службе муниципалитета.
"Злоупотребления в сфере ритуальных услуг, высокие расценки и откровенные попытки нажиться на горе - это, к сожалению, приметы нашего времени, которые до недавнего времени были характерны и для Армавира", - пояснили в пресс-службе.
На последнем заседании попечительского совета, который возглавил мэр Армавира Андрей Харченко, речь шла о ситуации в городском морге. За услуги, которые сотрудники морга должны оказывать бесплатно, там берут деньги. Совет рекомендовал главврачу городской больницы № 3 Эдуарду Кудаеву строго предупредить работников морга о том, что теперь ситуация взята под жесткий контроль. А если предупреждения не подействуют, взяточниками займутся правоохранительные органы. Кроме того, поставлена задача четко упорядочить перечень платных услуг по погребению, определить фиксированные расценки на них, провести инвентаризацию компаний, которые осуществляют транспортировку тел умерших, и доработать вопрос об оказании платных услуг в патологоанатомическом отделении городской больницы.
Туапсинский район
Выполняя задание своих избирателей, депутат городского Совета Людмила Георгиевна Журбенко попросила разобраться, за что же люди могут платить, а что работники морга и находящихся здесь фирм должны выполнять бесплатно. По запросу депутата служебное расследование было проведено, и об его итогах доложила заместитель главы города Анна Носко:
- На территории городского морга работают три организации. Собственно морг - отделение МУЗ ЦГБ, которое финансируется из бюджета и содержит тела умерших в морге бесплатно. Судмедэкспертиза - филиал ГУ Краснодарской судмедэкспертизы, которая финансируется из краевого бюджета и платные услуги не осуществляет. И ООО "Ритуальные услуги", расположенное здесь на условиях субаренды и занимающееся продажей гробов, венков, подготовкой трупов в зависимости от требований заказчика.
Содержание тел в морге производится бесплатно, а деньги могут браться только за оказанные услуги в зависимости от желания родственников. Кроме того, фирма "Ритуальные услуги" предоставляет так называемый "социальный пакет умерших" для социально незащищенных слоев населения, в который входит: гроб, венок, крест, церковные принадлежности и табличка - за все нужно заплатить 1200 руб. с учетом, что пенсионный фонд выделяет 1000 руб. на погребение.
г. Новороссийск
Начальник отдела по защите прав потребителей администрации Новороссийска, член комиссии администрации, попечительского совета по вопросам похоронного дела и ритуального обслуживания населения Светлана Шендрикова:
- В патологоанатомическом бюро, как в каждом учреждении, оказывающем услуги населению, должен быть уголок потребителя, где каждый мог бы ознакомиться с перечнем как платных, так и бесплатных расценок на услуги, которые оказывает бюро, - говорит она.
В жизни, к сожалению, приходится сталкиваться с разными людьми и с разными ситуациями. Не будем говорить о корысти сотрудников морга, но проблема, видимо, существует, если даже глава города Владимир Синяговский как-то в сердцах заметил: "Знаю, что есть проблемы, много проблем. Иначе бы не обращались ко мне на приёмах жители города за помощью. Ведь люди благодарят меня за помощь в организации похорон только потому, что какой-то чинуша нечестно выполняет свою работу, не проявляет должного сочувствия к горю человеческому"…
Информация взята с сайтов газет указанных городов и районов.
ОТ РЕДАКЦИИ: Если принципиально, то в чём разница между ситуацией в других районах и нашем?
Везде главная проблема заключается в "лишних" незаконных поборах, а у нас, как ни парадоксально, в том, что вообще отсутствует платная услуга!
Причём всё законно, и закон этот принимали как раз для того, чтобы исключить коррупционную составляющую, то есть во благо людей, а на деле… Как хотите, но то, что получается на практике - нонсенс. Это не по-человечески. Не по-христиански.
Как разрулить противоречие между требованиями закона и этикой? Из практики других районов - там этим стали совместно заниматься исполнительная власть, депутаты, общественность. Создаются советы по этим вопросам. Может быть, есть смысл попросить комментарий и у депутатов Законодательного собрания края (пару лет назад они в прессе активно разъясняли положения соответствующего законодательства, и там был депутат, который специально этим занимался, даже проводил семинар для СМИ).
Надо всё же найти разумный и законный компромисс между моральным и юридическим аспектами этой проблемы. На то мы и люди…
Полезные телефоны:
7-47-52 - магазин ритуальных принадлежностей (по ул. Меньшикова, возле центрального рынка);
7-48-62 - ритуальные услуги ( в районе кладбища).