Машиностроение – одна из наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса отраслей.
Шанс выжить и идти дальше имеют только те предприятия, которые сумели переориентироваться на выпуск действительно уникальных машин. Одно из них – Тихорецкий завод имени Воровского.
Главным достижением заводчан в этом году можно считать выпуск в свет абсолютно новой путевой машины. За не самым звучным названием – МПТГ-2 (мотовоз погрузочно-транспортный грузовой) – скрывается техника, которая не имеет сегодня аналогов на отечественном рынке.
Впервые в истории машиностроения создана тяжёлая машина с высокой грузоподъёмностью и комфортабельным салоном для рабочих. На мотовозе установлен кран-манипулятор и грузоподъёмный телескопический кран. При этом железный гигант может разгоняться до 120 км/час.
То есть это универсальная машина, которая на железной дороге может практически все. По сути, создан концепт, который при желании заказчика может изменять вид и функционал: например, можно установить на машине ремонтный вагончик или оборудование для размотки кабеля или буровую установку и прочее.
Огромный плюс машины заключается в том, что она оснащена электроприводом, который позволяет экономить до трети топлива.
Первая МПТГ-2 уже обкатана, сертифицирована и отправлена на Октябрьскую железную дорогу, где успешно работает.
Как отмечает директор по продажам управляющей организации ООО «Путевые машины» Владимир Глотов, новинка уже повысила рейтинг ОАО ТМЗ им. В.В. Воровского на железнодорожном рынке.
- Очень эмоционально прошла первая инспекционная поездка на МПТГ-2 с представителем заказчика – главным инженером дирекции капремонта и электрификации железных дорог России, – рассказывает он. – Машина тронулась и пошла вперёд – уверенно и плавно, как огромный корабль.
В глазах главного инженера я увидел восхищение мощью машины. Скорее всего, он ожидал увидеть обыкновенное российское «тяп-ляп», но ошибся. Наша МПТГ-2 легко набирала крейсерскую скорость да ещё тянула за собой платформу с нагрузкой в 80 тонн.
В общем, после этой демонстрации железнодорожники выразили желание приобрести у нас 10 таких машин, и сейчас они решают вопрос, какое оборудование на них установить – буровую, манипулятор, кран или что-то ещё. Мы же готовы к выполнению любых пожеланий заказчика.
По словам Владимира Глотова, уже в октябре в портфеле завода имелось 50 заказов на изготовление различной техники, как тяжёлой, так и серийных машин типа АДМ и МПТ.
Есть и зарубежные заказы. Болгарские железные дороги заказали три тяжёлых машины, Казахстан – восемь, Латвия – одну. Как нам известно, латвийские железные дороги нуждаются в 30 подобных машинах, так что сотрудничество с Латвией будет продолжено. Узбекские железнодорожники просят изготовить для них три МПТГ-2, три АДМш и одну МПТ.
Интересна и поучительна история с Узбекистаном. Ранее узбеки использовали тихорецкую технику, но потом купили очень дорогую французскую машину известнейшей фирмы. Это их и разорило, так как эксплуатация оказалась супердорогой. В результате они вновь обратились на ТМЗ, где делают машины не хуже, но на порядок дешевле, в том числе и в эксплуатации.
Получил завод заказ и от «Норильского никеля». Северяне предложили изготовить на базе МПТГ-2 мощный снегоочиститель. Это тоже уникальный проект, такого ещё не было!
Из этой же серии проект РОСТ (рельсоочистительный снегоуборочный трамвай). Этот трамвай-пылесос уже изготавливается на заводе и в декабре будет отправлен в столицу, в распоряжение «Мосгортранса». Там эту технику, также не имеющую аналогов, уже с нетерпением ждут.
После обкатки на московских трамвайных линиях РОСТ пожелают приобрести и другие большие города, где есть необходимость в механизированной уборке трамвайных путей. Так что у завода и здесь большая перспектива.
Заводской портфель продолжает пополняться заказами. Выразили желание приобрести машины производства ТМЗ им. В.В. Воровского грузинские, сербские, белорусские, азербайджанские и даже кубинские железнодорожники. Начался очередной этап переговоров с болгарами по изготовлению для них второй партии путевых машин.
В общем, жаловаться на кризис заводчанам некогда – надо успевать ставить на рельсы все новые и новые машины.