11 сентября мир вспоминает о страшных событиях, которые произошли в Нью-Йорке в 2001 году – атаке башен Международного торгового центра.
Несколько лет назад, когда я был в Америке, волею случая познакомился с Ником Висконти (Nick Visconti), который был очевидцем трагедии. В то время он работал в должности заместителя начальника Пожарного управления Нью-Йорка.
Террористическая атака произошла утром 11 сентября 2001 года. Тогда несколько террористов захватили четыре пассажирских самолета, два из которых были направлены в здания Международного торгового центра. Жертвами той трагедии стали почти 3 тысячи человек, в том числе и несколько наших соотечественников.
...Это было обычное утро вторника, утреннее солнце отражалось в стеклах небоскребов. Никто даже не мог представить, что надвигается беда. Жители города спешили на работу. Мой собеседник ехал в машине по шоссе, слушая радио. В экстренном выпуске новостей сообщили о небольшом самолете, врезавшемся в Международный торговый центр. Ник Висконти решил, что самолет или вертолет потерял управление и врезался в здание.
Ник Висконти |
У господина Висконти не было сомнений, что в том происшествии будут жертвы. Но, когда по радио сказали о втором врезавшемся самолете, Ник Висконти не мог в это поверить. Он выглянул из окна машины в сторону Манхэттена и увидел густой черный дым. Позже в новостях сообщили, что это были пассажирские авиалайнеры. Господину Висконти стало ясно, что в зданиях возник сильный пожар, и он тотчас же направился в пожарную часть, где он работал.
Прибыв туда, он увидел, что многие пожарные из его команды уже выехали к Международному торговому центру. Не теряя ни минуты, Ник Висконти отправился за ними. На месте, где разворачивались трагические события, перед ним предстала ужасающая картина. Дрожащим голосом господин Висконти говорит мне о том, что видел беспокойство в глазах своих коллег. Их одежда была покрыта слоем пыли. Он незамедлительно присоединился к спасательной операции. Вместе с коллегами они пытались узнать что-нибудь о выживших и погибших.
Я спросил господина Висконти, правильным ли было решение послать пожарных в горящие башни. Очевидным был факт, что находиться внутри башен - небезопасно. Протаранившие их самолеты не дали шансов на спасение людям, находящимся на верхних этажах зданий.
Заместитель начальника Пожарного Управления не согласился с моим мнением. Он заявил, что у них не было другого выбора. Из-за огромных размеров зданий никто не знал о том, что к верхним этажам невозможно было добраться. Ник Висконти говорит, что за всю историю пожаров Управление не сталкивалось с разрушениями подобного масштаба. Он уверен в том, что пожарные должны были предпринять эту попытку, ведь никто не знал, что башни рухнут.
Имя каждого погибшего увековечено |
Описывая картину разрушений, Ник Висконти говорит, что он не видел столы, стулья или компьютеры среди обломков. Единственным, что уцелело после обрушения башен, были телефонные провода, стальные кабели, электропроводка и большие куски бетона.
В начале поисковой операции команда господина Висконти обнаружила тела нескольких пожарных. Все они находились внутри пожарной машины. После этого они обнаружили два изувеченных обломками тела своих коллег Питера Генси и Билла Фихэна. С болью в голосе Ник Висконти продолжает говорить о том, что они встречали большое количество фрагментов человеческих тел. Всякий раз, когда они находили тело, его укутывали в американский флаг. Затем шесть или восемь пожарных доставляли тело в морг. Висконти вспоминает, что за первые дни поисков, он нашел тела нескольких близких друзей. За все время поисковой операции было небольшое количество выживших.
Господин Висконти признался мне, что среди выживших был его друг капитан Джей Джонас, который находился со своей командой в одной из башен в момент ее обрушения. Они и находящаяся с ними женщина по имени Джозефина Харрис попали в пространство между лестничными пролетами. Это спасло им жизни.
Мемориал на месте теракта |
В первые дни после теракта рядовые жители Нью-Йорка начали предлагать свою помощь в поисках. У многих из них в башнях работали родные и друзья. Было организовано несколько живых цепочек для более быстрого и эффективного разбора завалов.
Недалеко от места трагедии, на Западной улице, был разбит лагерь для того, чтобы спасатели могли принять пищу и отдохнуть.
Каждый год на месте теракта проводится церемония, в которой поименно вспоминают о каждом погибшем. Я поинтересовался у Ника Висконти о том, как он проводит 11 сентября. Оказывается, что он не любит находиться в обществе в этот день. Он не ходит к тому месту, где стояли башни-близнецы. Он посещает монумент, посвященный пожарным. Висконти, как и тысячи его коллег, приходят туда и читают имя каждого погибшего коллеги. После этого в церкви проводится служба. После ее окончания господин Висконти возвращается домой.
Время, проведенное на развалинах Международного торгового центра, не прошло бесследно. Многие из людей, которые там работали, заболели серьезными легочными заболеваниями. У нескольких из них был диагностирован рак. Но господин Висконти отмечает, что это только верхушка айсберга. Он считает, что количество заболевших из числа работавших на месте обрушившихся башен с каждым годом будет увеличиваться. К сожалению, уже имеются жертвы подобных заболеваний. Сам Ник Висконти не чувствует себя больным, хотя у него появился кашель.
У места, где стояла одна из башен |
Отвечая на вопрос о патриотизме, Висконти говорит, что наблюдал большой всплеск патриотизма 11 сентября и сразу после этого дня. Многие верят в эффективность американской армии. Не удержался я от того, чтобы не задать провокационный вопрос. Я поинтересовался об отношении бывшего заместителя начальника Пожарного Управления Нью-Йорка к появившимся слухам о причастности американских спецслужб к нападению на башни-близнецы. Ник Висконти, как и большинство американцев, не верит этим слухам. Он уверен, что атака была организована преступниками из Саудовской Аравии. Также жители Соединенных Штатов не думают, что строительство невысоких зданий снизит риск нападения террористов.
Сейчас о тех событиях напоминают два больших котлована и парк, разбитый на месте теракта. Этот мемориальный комплекс ежедневно посещают сотни людей со всего света. Пару лет назад я побывал на месте теракта.
Находясь там, пытаешься сопоставить всплывающие в памяти картинки горящих зданий с этим мирным в наши дни местом. Становится жутко, когда осознаешь, сколько людей здесь погибло всего лишь за один солнечный день 11 сентября 2001 года.
Александр МАРТЫНОВ.