Баранов Н.Д., руководитель фотостудии в клубе имени Меньшикова |
Поводом для этой статьи первоначально стало довольно неприятное событие.
Благодаря недобросовестности теперь уже бывшего сотрудника, в его личный аккаунт в сети попала электронная база музея в стадии разработки с подборкой видовых фотографий Тихорецка первых двух третей ХХ века.
Не хочу оценивать здесь этический аспект поступка. Речь о другом.
Снимки вызвали большой резонанс: кто-то просто выражал свои эмоции под впечатлением от увиденного, кто-то «прошёлся» по поводу музея, «спрятавшего народное достояние от народа»(?), кто-то, видимо, как и главный персонаж, не подозревая об авторском, имущественном и нравственном праве, переименовывая подборку на свой вкус, на правах автора, комментировал «добычу», не особо заботясь о достоверности.
Во всей этой суете как-то не вспомнили о людях, сохранивших для нас облик старого города. А между тем, именно их глазами мы видим Тихорецк прежним.
Трудно представить себе современный мир без фото. Хотя, если вдуматься, - век фотографии не так уж долог. Начало фотодела было положено в конце позапрошлого века: в 1871 году были получены первые негативы на прозрачной стеклянной пластине, на которую нанесли сухой фотографический слой на желатиновой основе, и с этого времени фотография — это дитя химии, обнаружившей, что под воздействием световых волн происходит разложение солей серебра, и оптики, зафиксировавшей, благодаря использованию линзы, световой рисунок на фотоэмульсии, получает широкое распространение во всем мире.
Досуг коллег-фотографов |
Изобретение фотографии, ускорившей процесс фиксации изображения, пришлось как нельзя более кстати: даже в самом начале развития фототехники, несмотря на сложность технологических процессов, фотограф был способен сделать за год более тысячи снимков, в то время как даже самый плодовитый художник мог за это время нарисовать от силы 30-50 портретов.
Приверженцев этой технической новинки не смущали даже её явные несовершенства. К примеру, поскольку первые фотоматериалы обладали крайне малой светочувствительностью, то выдержка при съемке должна быть очень большой. Соответствующей выдержкой должны были обладать и люди, позировавшие по полчаса перед фотоаппаратом в неподвижной позе. Для уменьшения времени экспозиции их лица порой приходилось покрывать пудрой или мелом, чтобы увеличить коэффициент отражения света. На первых порах громоздкая аппаратура ограничивала возможности мобильной фотосъёмки.
И всё же, как и повсеместно, начиная с 1895 года, в Канцелярии Начальника Кубанской области были в разное время зарегистрированы документы-прошения и ходатайства от жителей железнодорожной станции Тихорецкой и примыкавшего к ней одноименного хутора о разрешении на открытие фотографии. Среди соискателей - Роллер Викентий Винцентович.
Костюченко Н.М. на натурной съёмке |
Он-то и стал первым и, пожалуй, самым успешным и именитым из владельцев фотосалонов на станции Тихорецкая на протяжении четырёх десятилетий.
В фондах музея хранится значительное количество фотоснимков дореволюционного периода отменного качества на именных паспарту с монограммой Роллера, по воле судьбы, - фотолетописца тихорецкой истории рубежа ХIХ – ХХ веков. И, уверена, не меньше их в домашних архивах тихоречан.
Совсем недавно музей получил в дар ещё один снимок В. Роллера - очередной кадр в нашу общую фотоисторию. Работники школы спасли его из ближайшего мусорного контейнера…
Семейные портретные фотокарточки украшали домашние интерьеры, дарились на память, отправлялись по почте, но это было не единственной причиной популярности фотосалонов. Поход к фотографу имел целью совершение определенного ритуала, являвшегося частью культуры городской повседневности. Именно в соблюдении подобных норм и обычаев городского быта происходила самоидентификация обывателей в качестве горожан.
В начале ХХ века на волне съёмочного бума благодаря совершенствованию фототехники становится возможной ландшафтная съёмка, и большую популярность приобретают серии почтовых карточек с достопримечательностями населённых пунктов — бесценное свидетельство об архитектуре, укладе, и даже нравах той поры.
Стоит сказать, что полный набор из двенадцати открыток с дореволюционными видами железнодорожной станции Тихорецкой был собран музеем лет за двадцать, что все они переданы в дар; несколько последних — знатоком и любителем тихорецкой истории Ю.С. Иванько.
Семья Роллеров имела широкий круг знакомств, и есть свидетельства, что у них бывали интересные и авторитетные в художественной среде люди. К примеру, известный русский художник Иван Крылов – друг семьи, как-то гостивший у Роллеров, занимался сценографией драматических постановок – писал декорации к спектаклям тихорецких актёров-любителей.
Представитель династии фотографов Костюченко В.А. |
Сам Викентий Винцентович приехал в Тихорецк из Ростова-на-Дону, обосновался на улице Базарной (современной Энгельса), там же и открыл свой салон.
Другое фотоателье, находившееся в железнодорожном саду станции Тихорецкой, принадлежало зятю фотографа - Николаю Баранову, начинавшему у будущего тестя ретушёром. Он же в 1930-е годы вёл фотокружок в клубе Меньшикова - учил тихорецких мальчишек фотоделу.
Кружковцы выпускали клубную газету, вели фотосъёмку в местах отдыха тихоречан.
Кстати, уникальные негативы с видами руин Тихорецка, освобождённого от оккупантов, тоже выполнены Николаем Барановым.
Недавно зацепила фраза, что тёмные времена оставляют белые пятна в истории. До обидного мало фотографий 20-30-х годов ХХ века. Они – наперечёт, не очень хорошего качества и сохранности, но очень красноречивые: первый звуковой кинотеатр «Рот-Фронт», трибуна на привокзальной площади, железнодорожный ресторан в здании вокзала, одиозный Кузочкин сад, вход на территорию и достопримечательности клуба Меньшикова: музыкальная раковина, "живой календарь", спортплощадка, фонтанчик. И только на одном из тихорецких снимков этого периода, датированном 1939 годом, есть фамилия фотографа – Скворчак.
Профессиональный разговор |
Часто по роду службы приходится слышать от людей, что у них тоже были старые фото, вещи, документы, но их… выбросили.
Наша благодарность тем, кто сохранил. Среди них и профессиональные фотографы, и любители, и их близкие, передавшие в музей теперь уже бесценные снимки: Баранова О.Н., Бегичева Н.А., Буккер Л.С., Гаврилов В.А., Захарченко В.А., Иванько Ю.С., Иващенко А.Н., Ковтун О.В., Костюченко В.А., Курочкина Е.Н., Максимова А.С., Нечёса М.Е., Печурин П.М., Погребной И.А.,Попов Ю.И., Сидорова Н.Н., Соловьёва В.Ф., Стрелкова Е.К., Юргенс М.И., Ходолова С.Ф., наша легендарная землячка Е.А. Жигуленко и многие другие, - всех назвать просто невозможно.
В недавнем советском прошлом в «Ленинском пути» периодически появлялись фотозарисовки с видами Тихорецка. Перелистайте старые газетные подшивки, и свой Тихорецк вам покажут фоторепортёры Н. Баранов, А. Горшков, Ф. Зилотин, И. Красильников, В. Горохов, Е. Квитко, Н. Кокоткин, В. Мандражий, В. Парамонов, А. Щербинин, В. Арнаутов.
Вообще, в смысле сохранения историко-культурного наследия наши музей и газета сблизились, во многом благодаря человеческому фактору. Два ярких человека, безусловных патриота, два редактора и краеведа - Григорий Дзекун и Евгений Сидоров сохраняли и воссоздавали историю нашего города, в том числе и визуальную.
Во второй половине ХХ века, особенно в 1960-80-е, увлечение фотографией было повальным; под домашние фотолаборатории приспосабливали всё, что только можно, ради удачного кадра изводили мотки фотоплёнки. Конечно, качество домашних фото уступало профессиональным, но совершенно особенное чувство родства с местом, где живёшь, дух времени ощущаются в снимках М. Сидорова, В. Глазунова, М. Вздыхалкина, кстати — бывших кружковцев фотостудии Н.Баранова.
В Тихорецке в 1960-80 гг. было несколько фотоателье: «Звёздочка», «Кристалл», «Силуэт», «Радуга» в парке Меньшикова, на центральной улице Октябрьской, в подвале жилого дома у рынка, - причём, с условной специализацией: кабинетная фотография, портретная, детская. Хорошими фото для документов, к примеру, славилась маленькая фотография на рынке. Важные семейные события, свадебные торжества снимал Ш. Казаров. В праздники, и просто в погожие дни у главного памятника Тихорецка можно было сделать фото на память. Наверняка, в каждом семейном фотоархиве есть такие.
Мандражий В.Н. |
В это время в городе работали даже династии фотографов: два поколения семьи Костюченко, Здоровы, их коллеги по цеху.
В городском музее хранятся сфальцованные гармошкой раскладные фотоподборки с видами Тихорецка 1960-70-х годов работы Ю. Попова, А. Короткова, А. Щербинина, А. Здорова, Н. Баранова, И. Красильникова, Е. Квитко, В. Мандражия, В. Горохова, Щербинина, В. Арнаутова, А. Горшкова. Именно эти фамилии чаще всего можно прочесть на снимках достопримечательностей города второй трети ХХ века.
Это они - истинные авторы: профессионалы и любители - бытописатели городской повседневности, чьими глазами мы сегодня видим облик прежнего Тихорецка.
Конечно, я назвала далеко не всех, чей объектив стал окошком в прошлое, а только тех, кто, так или иначе, попал в поле зрения музея.
Возможно, в ваших семейных фотоархивах есть интересные кадры. Приносите их в редакцию, это ваш шанс поделиться добрыми воспоминаниями и лучше узнать историю места, где живёшь.
Елена КАЗЕ.