К 200-летию станицы Терновской.
Первая волна переселенцев пришла сюда в 1812 г.,когда армия Наполеона уже шла на Москву. Переселенцы из Тамбовской губернии поселились на берегу речки, где было много тёрну. Потому и назвали поселение Терновской. В ту пору здесь жить было небезопасно от кочевых набегов и прочего лихого люду. Поэтому для защиты жителей-переселенцев сюда присылались казаки с Кубани.
В архивных документах станичного музея немало документов, рассказывающих о бытовых занятиях местных жителей.
В 1888 году в Терновской проживало уже 6100 человек. Земельная площадь юрта станицы составляла 29515 десятин, из них 29395 принадлежали казачьему сословию. Основным занятием жителей было земледелие, огородничество и садоводство. Все местные казаки-хозяева разводили скот.
Зажиточные семьи имели усовершенствованный по тому времени сельхозинвентарь. Трое терновчан владели паровыми молотилками. В двух хозяйствах имелись конные молотилки. На всю станицу было три трёхлемешных плуга.
Большое внимание уделялось домашним кустарным промыслам. Самым распространенным рукоделием являлось изготовление пеньковой пряжи и холста. Домашним ткачеством занимались 720 женщин станицы. Для этих целей выращивали коноплю. За осень и зиму одна рукодельница могла с помощью прялки напрясть ниток и выткать холста на самодельном ткацком станке в среднем до 150 аршин (аршин-0,71 м). Трое иногородних занимались производством пеньковых верёвок, плетением рыболовных снастей. К этому ремеслу отцы приучали и своих детей. Цена верёвки за сажень (2,13 м) - три копейки, годовой доход верёвочника составлял 100 рублей. Благодаря развитому овцеводству сотни станичных женщин занимались вязанием чулок, носков, рукавиц, разных ковриков и прочих шерстяных изделий.
Мастерством бондарного ремесла отличались тоже иногородние крестьяне. Все, что делалось жителями, продавалось на ежегодных весенних и осенних ярмарках. Тут же, на ярмарках, станичники покупали привезённые из Закубанья дубовые доски, клёпку. Деревянное ведро стоило от 50 копеек до рубля, кадушка - до семи рублей. Изготовлением железных изделий по заказу для домашнего обихода были заняты пять кузнецов. Они чинили с/х инвентарь, повозки, бытовые вещи и инструменты. Заработок кузнеца в год составлял до 500 рублей. Десять жителей станицы были портными. Обычно их нанимали на дом, чтобы обшить всю семью.
Осенью и зимой в станице занимались выделкой овчин. Шестеро иногородних обрабатывали шкуры по нескольку сотен каждый. За выделанную овчину они получали по три фунта ржаной муки (1,5 кг), один фунт соли (около полкило) и пять копеек деньгами. Имелись и сапожники - 10 человек. Шили башмаки по цене от 70 копеек до 1,5 руб. за пару. Сапоги стоили 3,5 руб. Годовой доход сапожников составлял от 100 до 300 рублей, а иногда и более.
Помимо всего, в Терновской трудились артели. Это были своего рода кооперативы. Восемь плотников строили дома, амбары, сараи и другое, зарабатывая в год за 150 рублей. Пятеро умельцев были кровельщиками. Они крыли и ремонтировали крыши, используя солому или камыш. Трое столярничали, делали разную мебель, зарабатывая в год до 200 рублей. Спросом пользовались у станичников трое красильщиков, двое ведерников, чинивших вёдра. Все они работали по заказу, и заработок их не превышал 50 рублей в год. Всего же на описываемый 1888 год в станице было занято кустарным производством 886 человек, из них 820 женщин. К тому времени в станице было девять водяных и 46 ветряных мельниц. Станичников также обслуживали три кирпичных, один кирпично-черепичный и один мыловаренный заводы.
Вот такова история станицы за один лишь год.
Владимир КОНДРАТОВ, сын историка-краеведа Александра Мефодьевича Кондратова.