Фото из личного архива Марии Гавриловны ХАЛАДЖИ.
Она была ребёнком, когда ее увезли в Германию.
Поистине нечеловеческие страдания выпали на долю Марии Гавриловны. Родилась она в Белоруссии, в Орше. Её семья жила в маленьком поселке Пригородное хозяйство, недалеко от города. Маше было шесть лет, когда отца забрали на фронт. Буквально сразу же начались ежедневные бомбёжки. Они с мамой, братом и сестрой прятались сначала в лесу, потом вырыли небольшие окопчики за посёлком. Такие же были у каждого жителя деревни. Запасы сухарей делали заранее. Ведь приходилось прятаться иной раз по двое суток.
- Через три месяца после начала войны пришли немцы, - вспоминает Мария Гавриловна. - В августе 1943-го жителей поселка, и нас в том числе, увезли в Германию. В основном это были женщины и дети. Мужчины были на фронте. Помню, с нами ехала одна беременная. По приезде родила, но в тех условиях малыш не выжил.
Так, почти половина поселка оказалась в городе Крумбахе: часть людей сняли с поезда раньше. Расселили всех на втором этаже военного завода, который изготавливал ящики для оружия. Пока взрослые работали, дети - человек 20 - оставались в импровизированном «детском саду» с няней.
- Сестра - ей тогда было 16 - вместе с мамой работала на предприятии, - рассказывает женщина. - Кормили нас баландой и брюквой, из-за этого постоянно недоедали. Самые сильные бомбёжки начались под конец войны - в 1945-м. День, когда нас освободили, я хорошо запомнила. Детей вывели на улицу. Холод и слякоть вокруг, хотя это был апрель. Мы впервые за долгое время вкусно поели: нас накормили макаронами с тушёнкой.
После освобождения семью Черниченко отправили не домой, в Белоруссию, а на Украину, в Херсонскую область. Отец так и не вернулся с войны. По приезде первым делом им пришлось восстанавливать удостоверения личности. Прежние оказались безвозвратно утеряны, так как хранились у немцев. Записывали данные детей со слов матери. Но новые документы выдали только после заключения медицинской комиссии.
Обратно в Оршу семья вернулась лишь в 1949 году по ходатайству тогдашнего председателя посёлка. Потом, уже будучи взрослой девушкой, Мария Гавриловна по направлению от комсомола поехала в Донецк - небольшой городок в Ростовской области. Там долгие годы работала на местной шахте: спускалась на глубину для замера газа. Там же вышла замуж и сменила фамилию на Халаджи. Родила ребёнка. В Тихорецк женщина переехала, будучи на пенсии.
Как маленькой девочке удалось пережить такие невыносимые страдания? Её детство омрачила война. Маша лишилась отца, не было в её жизни обычных детских радостей в виде сладостей и игрушек. Но, несмотря на выпавшие на её долю невзгоды, эта хрупкая женщина смогла сохранить в себе оптимизм и жизнелюбие. И самое удивительное - во всём произошедшем нашла положительную сторону.
«Зато я с детства приучена к труду», - с достоинством говорит Мария Гавриловна.
Нам всем есть чему у неё поучиться.