В первую годовщину гибели смерти участника СВО Сергея Копейкина о нем рассказывают родители.
«Весточка» познакомилась с Андреем и Натальей Копейкиными случайно, но символично. Мы встретились 9 Мая на центральной городской площади Победы - тихоречане стояли чуть в стороне от земляков, прильнув друг к другу, словно поддерживая, а в руках держали традиционный для «Бессмертного полка» портрет. Вот только на нем – не дед, сгинувший в далекую Великую Отечественную, а совсем молодой парень в современной военной форме.
«Сын воевал с нацистами»
- Сегодня мы чествуем тех, кто защищал Родину от фашистов, - с трудом сдерживая слезы, произнес глава осиротевшей семьи. – Наш сын Сергей тоже воевал с нацистами – к сожалению, он погиб. Такие, как он, пацаны, делают историю нынешней России!
Плакал отец, плакала мама, плакало небо – утром в День Победы в Тихорецке шел дождь, было пасмурно и неуютно. Мы не знали, как попросить земляков побольше рассказать о сыне-герое. А потом Наталья Алексеевна попросила:
- Папа стихотворение написал в память о Сережке – скоро год, как его нет в живых… Опубликуете?
Так через несколько дней мы снова встретились с Копейкиными, уже в редакции. И разговор нам предстоял долгий и тяжелый. Потому что говорить с родителями, чей ребенок умер, всегда сложно. Но задавать вопросы людям, чей 24-летний сын погиб на войне, почти невозможно. Но необходимо. Потому что об этом нельзя молчать!
Рос как все пацаны
- Говорят, героями не рождаются, а становятся. Каким Сергей был в детстве, как рос, о чем мечтал?
- Да обычным был – в общем-то, как и все пацаны, - на секунду задумываясь, отвечает Андрей Иванович. – Единственная черта, которая отличала его от большинства сверстников, - нежелание расстраивать нас, родителей. Не поверите, с детского сада отказывался перекладывать проблемы на наши плечи.
Таким и остался до конца дней. Ведь и о том, что с самого начала спецоперации он служит там, где идут ежедневные бои, он нам так и не признался. Один только друг знал. Он потом признался, что главным условием откровенности Сережи было обещание не выдать тайны близким. Вот и молчал, пока можно было…
Мечта всегда найдет
- Сережа рос похожим на папу – и внешне, и внутренне, - подхватывает Наталья Алексеевна. – С 4 лет ходил на подготовительные курсы, через год научился читать. В школу пошел в 5 с половиной: мы даже специальную комиссию проходили, чтобы получить разрешение. До шестого, кажется, класса учился на четверки и пятерки, потом стал отличником, получил золотую медаль...
Знаете, сын с малых лет мечтал стать военным. Правда, я его всегда осекала, говорила, что здоровье не то, чтобы Родину защищать: зрение слабое, с сердцем проблемы, мы даже на учете в Краснодаре состояли. Потом стал заниматься спортом, к 11 классу заработал третий разряд по боксу.
Когда пришла пора определяться с профессией, выбрали строительство – оно всегда в цене. Подали документы в пять вузов, везде прошли на бюджет, остановились на РГСУ (позже его объединили с ДГТУ).
Когда здесь узнали о спортивных достижениях Сережи, предложили получать одновременно с основным второе высшее образование, военное, - в Учебном военном центре при университете. Ни на что не надеясь, мы с сыном отправились на медкомиссию и - о чудо! – прошли ее с блеском. Сережка только что не прыгал от радости! Так мечта детства все-таки его нашла...
Два диплома, одно призвание
- Что принесли с собой студенческие годы?
- Сережа учился шесть лет, - говорит папа. – За это время он получил два диплома и завоевал множество спортивных побед. Когда сына хоронили, я вывесил медали, которые хранятся у нас дома. А его куратор, когда произносил прощальную речь, плакал и говорил, что это лишь малая толика наград, большинство осталось в университете. А еще признался, что Сергей был одним из лучших его воспитанников…
- В Ростове сын познакомился с Машей, - сквозь слезы вспоминает мама. – Она тоже студентка, приехала из Нефтеюганска. Мы знали, что после вуза сыну предстоит три года отслужить по контракту – таковы условия. Перед распределением, в 2020-м, Сережка и Маша поженились. Вернее, расписались – к сожалению, времени на свадьбу не было. Сначала отправились в Чечню, где провели два года, потом в Ингушетию.
Если бы знали, какие они были счастливые, красивые, молодые!.. Мы фотографии принесли - посмотрите, как они смеются, радуются жизни! Как же мало Сережке было ее отмерено… (плачет).
Никто ничего знал
- Когда Сергей оказался в зоне СВО?
- Как выяснилось потом, с самого начала спецоперации, - шепчет Наталья Алексеевна. – Но мы с отцом узнали об этом только после смерти Сережи… Дело в том, что у меня – сахарный диабет, у папы – инфаркт, вот он и берег нас до последнего. Даже Маша была не в курсе!
Последний раз мы видели Сережку в начале февраля 22-го. Он заехал к нам ночью по пути в командировку: появился часа в 3-4, поспал до 6 утра и умчался по зову службу. Я только и успела, что одежду ему постирать и высушить ее на батарее (снова плачет).
- Позже мысли о том, что сын находится в зоне боевых действий у нас периодически возникали, но он каждый раз их развеивал, - тяжело вздыхает Андрей Иванович. – Говорил, что в Крыму. Когда присылал текстовые и аудио-сообщения, заверял маму, что все нормально.
Впервые мы заподозрили недоброе, когда звонки прекратились в конце февраля. А ведь 24-го праздную день рождения я, 9-го – Маша, 10-го – Наташа, да и Международный женский день сын ни разу в жизни не пропустил. Никогда такого не было, никогда!
- На связь Сережка вышел только спустя две недели – прислал сообщение, в котором извинился за отсутствие поздравлений и объяснил их плохой связью, - подхватывает мама. – В начале мая был его последний – получается, прощальный – звонок.
Тогда сын долго общался с сестрой, они очень друг друга любили. Настя старше Сережи на восемь лет – считай, вынянчила младшенького. 26 мая с чужого телефона пришло его последнее аудио: «Мама, у меня все хорошо», а 27-го сына убили…(плачет).
Обостренное чувство справедливости
- Вы знаете, как погиб наш сын? – этот вопрос, вопреки всем правилам интервью, неожиданно задает бледная как смерть Наталья Алексеевна.
- Вы готовы об этом говорить? – осторожно спрашивает журналист. – В силах вспоминать?
- Да, - сквозь слезы, но твердо произносит Наталья Алексеевна, когда немного приходит в себя. – Мы считаем, что земляки должны знать. Нам об этом рассказали сослуживцы Сережи – те, кто привез на Родину то, что осталось от сына…
Его взвод разминировал окрестности Копани - небольшого села в Запорожье, всего 50 дворов. 30 военных и «Камаз», полный противотанковых мин. Над ребятами кружил вражеский квадрокоптер, который и подсказал нацистам, куда нужно целиться.
Взрывы грохотали один за другим, началась паника. Сережка прыгнул за руль «Камаза», чтобы отвести его от населенного пункта и солдат. Он спас людей, но не уберег себя – от них с машиной осталась огромная воронка…
- На месте взрыва были найдены фрагменты черепа и палец, - едва слышно говорит Андрей Иванович. – Мы с Наташей ездили в Ростов, где сдавали тест ДНК. Сына хоронили в закрытом гробу… Раньше я говорил, что у Сережи было обостренное чувство справедливости. Теперь добавлю, что ордена просто так не раздают…
Люба и любовь
- Знаете, принято считать материнское сердце чует беду, предсказывает горе, - после долгой мучительной паузы произносит мама героя. – Так вот: ничего такого со мной не случилось. Были тревога, ожидание, надежда на скорое возвращение, вера в лучшее и, конечно, любовь к сыну, которая вела и дарила свет.
Зато кошка Сережи, она тогда жила у нас, просто с ума сходила в тот день. Места себе не находила, кричала так, что мы просто не знали, что и делать. Сын кошатником был, поэтому Любу (это кошку так зовут – Любовь) везде за собой возил, не расставаясь…
Она и сейчас, знаете, подойдет к его фотографии и смотрит, вглядывается в лицо. А потом носом потрется… Да, Люба навсегда осталась у нас с отцом, мы попросили Машу отдать нам кошку. Ведь это все, что осталось нам от сыночка…
P.S. Спустя год после смерти
На первую годовщину гибели Сергея супруги Копейкины ждут в гости Машу, его вдову. Девушке - всего 24 года, в этом году она оканчивает ЮФУ.
Наталья Алексеевна ушла из школы, где преподавала много десятилетий. Просто не смогла продолжать учить детей, ведь история для нее теперь – это бесконечные слезы и горе…
Досье
Сергей Копейкин родился 1 января 1998 года в ст. Фастовецкой в семье машиниста электровоза локомотивного депо Андрея Копейкина и учителя истории и обществознания Натальи Копейкиной.
Учился в школе №7 Тихорецка, являлся призером и победителем муниципального этапа олимпиад по истории, обществознанию, праву, экономике, ОБЖ, а также научно-практических конференций «Война глазами молодых» и «От славы рода к величию народа», литературно-творческого конкурса «Гражданином быть обязан». В 2014 окончил учебное заведение с золотой медалью и поступил в Ростовский государственных строительный университет.
В вузе активно участвовал в спортивной жизни: был победителем и призёром открытого чемпионата Ростова-на-Дону по кикбоксингу, донской спартакиады боевых искусств «Атаманский Перначъ», первенства Аксая по восточному боевому единоборству, ратных состязаний «Весна» и других. В Тюмени в составе команды ДГТУ в военно-инженерной эстафете «Без права на ошибку» стал серебряным призёром среди вузов России.
В июле 2017 года принял присягу.
В 2020 году закончил ДГТУ, получив две специальности. Гражданскую, инженера-строителя, и военно-учетную - «Специальное фортификационное оборудование и маскировка, ремонт и реконструкция инженерных сооружений войскового, оперативного и стратегического назначения».
По распределению в звании лейтенанта был направлен для прохождения военной службы в г. Ханкалу (Чечня). В декабре 2021-го переведён на военную службу в ст. Троицкую (Ингушетия). Принимал участие в учениях «Кавказ–2020», «Кавказ–2021». Участвовал в специальной военной операции на Украине.
Погиб 27 мая 2022 года в Запорожской области близ села Копани. За совершенный подвиг посмертно указом Президента РФ награжден орденом Мужества.
Похоронен 16 июня на воинском кладбище Тихорецка.
Судьба и Родина едины
Памяти сына
Честь имею - веские слова.
Честь имею - это про тебя.
Настоящий русский офицер,
Честь и совесть ты всегда имел.
Жизнь тебе отмерила слишком малый срок.
Но то, что ты в ней сделал, не каждый бы и смог.
От подвига до трусости - один лишь малый шаг.
Решают всё мгновения, что сделал ты и как…
Без права на ошибку в профессии твоей.
Рискуя своей жизнью, ты спасал людей…
Родина отметила подвиг сыновей -
Вот и орден Мужества на груди твоей…
Пусть на Украине смертный час настал,
Там, где ты родился, будет твой причал.
Будет над могилою мама слёзы лить,
Батя постаревший над тобой стоит.
Кто б тебя ни вспомнил в памяти своей,
Ты живым остался для Родины своей.
Родина большая, все мы в ней равны.
Но ты из тех, кто делает историю страны.
Андрей Копейкин.