Вот больше и нет с нами Ивана Ивановича Гончарова.
Боль и утрата для всех, кто его знал, – огромные. Всегда добрый и отзывчивый, он постоянно помогал в жизни своим друзьям и товарищам. Обладая незаурядными литературными способностями, Гончаров на протяжении многих лет публиковался в нашей газете.
В октябре Иван Иванович, опытный турист-любитель, провёл группу десятиклассников по сложному горному маршруту. Об этом походе он написал рассказ, который утром последнего дня своей жизни принёс к нам в редакцию с просьбой поместить его на страницах «Тихорецких вестей». Материал стоял уже в полосе, когда пришла страшная новость…
Мы публикуем рассказ Ивана Гончарова, заголовок которого непостижимо предсказал ход развития трагических событий. И соболезнуем родным и близким нашего внешкора...
По дороге к небу
У первого брода через реку Аюк, притока реки Псекупс — главной водной артерии Горячеключевского района, наш автобус остановился. Туристов из Тихорецка не было здесь лет двадцать.
Река, на берегу которой мы разбивали лагерь и проводили соревнования по горному туризму, всё так же бережно обтекает свои жемчужные камни. Спокойную, её легко перейти по камням в два-три прыжка. Но мы видели, как после внезапного ливня, жёлтая от глины, выпуклая от несущихся по ней деревьев с вывороченными корнями, она превращалась в зверя.
Рассказываю об этом водителю Сергею и ребятам для безопасности, так как в случае непогоды надо будет отсюда вовремя убраться.
Едем дальше в урочище Подновисла, что в шестидесяти километрах от Горячего Ключа, оно хорошо знакомо мне по прошлым походам. Здесь захотел побывать 10«а» класс средней школы № 7. Высаживаемся у второго брода через реку Чепси. Переправляемся через неё не без потерь. В воду с камня соскользнул Денис Харченко. Мужественно пошёл дальше, не тратя времени на переодевание.
Почтив память похороненных воинов 71/166 стрелкового полка, умерших здесь в полевом госпитале от ран, идём вверх по лесозаготовительному тракту. Через час ходьбы останавливаемся у небольшой, но скалистой горы. Десятки, если не сотни туристов, побывали здесь во времена, как говорят сегодня любители гор, бесплатных автобусов. Это, когда предприятия города выделяли автотранспорт для походов в горы своих сотрудников.
Раньше на вершину вела хорошо набитая тропа с каменистыми ступеньками. Сейчас всё заросло молодыми деревьями, а камни покрыты густым зелёным мхом. Карабкаемся на вершину, выбирая дорогу по силам.
И вот он, парящий на вершине, открытый туристами мясокомбината «Тихорецкий» корытный дольмен. Вернее, открыт он был ещё раньше студентами Кубанского университета и даже нанесён на туристическую карту. Но забыт, и мы искали его почти вслепую по рассказам первооткрывателей.
Ровесница египетских пирамид, усыпальница древних людей, выточенная в камне, перед нами. Ей более пяти тысяч лет. Стенки дольмена от времени стали шероховатыми, но взгляд поражает чёткость пропорций. Сколько здесь было споров о загадочном сооружении, даже научных исследований!
Рассказываю об этом десятиклассникам. Глаза у них горят от хорошего любопытства. Рассказываю, что при первых лучах солнца древние, а потом и их потомки просили светило о чём-то о своём.
«И мы хотим!» - поднимают к небу свои симпатичные мордашки девочки.
И как бы ниоткуда появляется предложение: «Хорошо бы после выпускного вечера здесь встретить рассвет!» В общем хоре больше девичьих голосов. Парни раздумывают. Классный руководитель Галина Анатольевна Самойленко, бесстрашно вскарабкавшаяся на вершину и сейчас внешне ничем не отличающаяся от своих воспитанников, напоминает: «Надо хорошо сдать экзамены!»
- Мы это сделаем! - звучит в ответ.
Спустившись с горы кто как мог, ребята требуют вести их дальше на пятнадцатиметровый водопад и Мёртвое озеро. Путь неблизкий, с переходами через Чепси. Погода благоприятствует, и мы идём.
При последнем переходе через речку в воду угодила Лена Малярова. С мокрыми ногами, пунцовыми щеками, сразу требует идти дальше. С такими спутниками можно ходить в горы!
Утепляем Лену сухой курткой и дальше — вверх. Но здесь хорошо набитая тропа заросла сухой порослью, замусорена сушняком. Когда-то мы проводили здесь соревнования по горному туризму. Лагерь, который мы устроили, разрушен. Громадный бук, за который мы крепили навесную переправу, лежит, спиленный, поперёк реки. Наверное, из баловства. Бензопил-то навалом.
Поплутав по неочищенной тропе, уже к обеду вышли к водопаду. Он также неспешно льётся откуда-то со скал. Но озера над водопадом нет. Ушло.
Возвращаться решили без переходов через реку. Хорошим следопытом проявила себя Аня Гончарова. Находила самые оптимальные пути к Мёртвому озеру.
Обыскав весь правый берег Монастырского ручья, мы его так и не нашли. Молодой местный житель станицы Фанагорийской, вездеход которого мы видели внизу, заверил, что озера он никогда не видел. К сожалению, оно осталось лишь на фотографиях.
Когда мы шли по грязным дорогам, нас то и дело обгоняли вездеходы, квадроциклы и вообще какие-то нагромождения железа на колёсах. Они месили грязь, распугивая всё живое и отравляя воздух сгоревшей соляркой. На деревьях, прибитые гвоздями, висели указатели о пунктах ремонта и запчастей. За стёклами покачивались упитанные, хорошо экипированные «автотуристы».
При возвращении у горы дольменов, с которой спустился 10«а», стояла группа молодых девушек и их спутники. Спросили у нас дорогу в кленовую рощу и на Гору ведьм.
Как более опытный, я заверил их, что такой рощи здесь нет. А гора Семи ведьм Собер-Оших находится недалеко от реки Афипс в Северском районе. А вот над нами находится гора корытных дольменов. Только надо карабкаться вверх.
На гору молодёжь не захотела. Раскрыв карту, стали по моему рассказу составлять маршрут на свою гору, манящую их экзотическим названием.
Уже в автобусе, на обратном пути, глядя на уставших, но довольных ребят, я подумал, что для новичков пройти по трудным горным тропам за день около 15 км — очень здорово. Это хорошо даже для опытных туристов, и ребята по праву могут гордиться таким «боевым крещением».
10 ноября тихоречане простятся с Иваном Гончаровым... Но будут помнить его.