Любые новые вакцины сопровождают слухи и мифы. Не стали исключением и российские вакцины от Covid-19.
Соцсети заполонили разного рода «страшилки». За объективной информацией мы обратились к заместителю главного врача ГБУЗ «Специализированная клиническая инфекционная больница министерства здравоохранения Краснодарского края» Игорю Люлину.
- Игорь Сергеевич, почему сегодня вакцинация сопровождается таким количеством слухов и домыслов?
- Это было во все времена, на протяжении более двухсот лет - как только появилась сама технология вакцинации. С первой вакциной, созданной против натуральной оспы, сразу же появилась часть людей, которая увидела в этом угрозу.
Сегодня мы живем в условиях пандемии. Тысячи людей погибли за последний год. К сожалению, нам еще далеко до победы над этой эпидемией. Здесь вопрос не столько медицинский. Это противоречие между личными интересами пациента, который имеет право на принятие собственного решения в отношении своих жизни и здоровья, и общественными.
- Какой же выход?
- Выход - в общественной солидарности. В понимании, информировании. В отношении к медицине как к науке. Мы все должны помочь друг другу.
- Игорь Сергеевич, давайте пройдемся по основным страхам антипрививочников. Например, какова вероятность, что после прививки от ковида появляется риск тромбозов?
- Любые нежелательные явления после вакцинации требуют серьезного анализа, документируются. Специальными институтами проводится статистическая обработка таких случаев, если они имеют место. О риске возникновения тромбозов заговорили в связи с применением в Европе вакцины AstraZeneca. Но это были единичные случаи - на миллионы применения вакцины. По российским данным и тем, которые мы имеем в Краснодарском крае, такого рода осложнений после применения наших вакцин не зарегистрировано.
- Как Вы прокомментируете страхи молодых женщин о том, что прививка может привести к бесплодию?
- С точки зрения технологии производства вакцины сам механизм ее действия не предполагает воздействия на репродуктивную систему и влияния на будущую беременность не оказывает. В том числе проведены исследования, которые показывают, что вакцинация показана даже беременным.
- Есть ситуации, когда вакцинированные люди заражаются коронавирусом. Как это можно объяснить?
- Когда мы вводим вакцину, мы никогда не говорили и не говорим, что это 100% защита от самой болезни. Другое дело, что риски тяжелого течения и летальных исходов у людей привитых на порядок ниже, чем у людей не вакцинированных.
В случае реализации массовой и повсеместной вакцинации, как происходит сейчас в России, доля привитых возрастает. Но темпы недостаточны! Подавляющее число людей, которые лежат у нас в стационарах, - это не привитые пациенты.
- Надо ли носить маски вакцинированным?
- Инфекция передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Даже если вы вакцинированы, есть риск, что возбудитель может попасть к вам, какое-то время вы можете даже бессимптомно болеть. И выделять этот вирус. Поэтому использование базовых гигиенических принципов в период эпидемии - таких, как социальная изоляция, ношение средств индивидуальной защиты, мытье рук, использование санитайзеров, - это обязательное условие. Находясь в местах массового скопления людей, нужно принимать все меры, чтобы защитить себя и других.
- Есть ли у привитых риск заболеть онкозаболеваниями?
- Уже прошел год после первой фазы массовой вакцинации, когда стали прививать медицинских работников. Вакцинация началась в сентябре-октябре 2020 года. Практически весь персонал больниц, который работал в красной зоне, был привит. Реально, кто стал первыми использовать новую технологию защиты от ковида, - это медицинские работники. И мы видим этот результат: у нас доктора каждый день входят в красную зону. К счастью, это лишь исключение, если мы заболеваем. В своей основе прививка нас защитила за этот тяжелый год.
Подготовила С. Журавлева.