Ещё одной исторической находкой поделились сотрудники историко-краеведческого музея.
В начале XX века свой первый игровой фильм "Драма в Москве" снял кинорежиссер Гончаров. Потом были первый пользовавшийся небывалым успехом за границей фильм "Понизовая вольница", первый фильм ужасов "Вий" и первый патриотический фильм "Оборона Севастополя". Почему мы решили написать о зачинателе отечественной кинематографии Василии Михайловиче Гончарове? А все потому, что этот неординарный человек некоторое время жил и работал начальником станции Малороссийская Владикавказской железной дороги!
Василий Михайлович Гончаров. |
Любовь к театру — из Воронежа
Гончаров родился в Воронеже в 1861 г. в семье мещанина. Родители определили мальчика на учёбу в местную мужскую гимназию. Это учебное заведение всегда считалось престижным для состоятельных местных жителей, а в 1872 г. официально была признана лучшею в Харьковском учебном округе или «образцовою». Вот тогда и стал гимназистом Вася. Здесь же были уроки оркестровой музыки и имелся отличный духовой оркестр. Самодеятельные артисты ставили любительские спектакли. Увлекавшийся историей и литературой гимназист Гончаров проявил большой интерес к театру. Но родители решили, что их сыну нужно овладеть серьёзной профессией. А для этого надо поступить в университет.
Первые пьесы «не прошли»
Выучившись, Гончаров стал служить чиновником на станции Аксай Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги. Служебные обязанности выполнял исправно. Дорожное начальство поручило грамотному служащему составить справочник транспортных тарифов - в то время каждая частная дорога заботилась о своих транспортных тарифах. В скором времени Гончарова ждало повышение по службе, но увлечение театром его не оставляло. В 1880-х годах Гончаров напечатал в местных изданиях несколько бытовых очерков и рассказов. Свои пьесы он предлагал в провинциальные театры. Почти все они были отклонены цензурой как «неудобные к постановке». Гордый и самолюбивый сценарист очень болезненно переживал, но упорно шёл к своей мечте.
Должность начальника станции
В 1906 году Василий Михайлович получил должность начальника станции Малороссийская. Тут же с рядом железной дорогой ему выделили квартиру. Степь и река Челбас восхищали его впечатлительную натуру. По службе он часто бывал на станции Тихорецкая. Здесь у него сложились дружеские отношения с начальником станции Николаем Ивановичем Столпянским. Здесь же Василий Михайлович посетил "электротеатр". Вот тогда и начинается его увлечение кинематографом - он решил включать в свои пьесы демонстрацию «киноиллюстраций». Бросив все, отправился в Париж учиться новому делу.
Судьбоносная встреча
Судьба свела Гончарова с первыми русскими предпринимателями в области кино А.О. Дранковым и А.А. Ханжонковым. Об этой встрече Александр Ханжонков позже написал:
"Ко мне в кабинет вошёл человек среднего роста средних лет, в поношенном, но тщательно разглаженном костюме, с гладко выбритой головой и щеками. «Первый русский режиссёр исторических картин для синематографов», — отрекомендовался он. - Я обратил внимание на его какие-то странные глаза… они вспыхивали при волнении огоньком фанатика или гипнотизёра..."
Две увлечённые синематографом натуры договорились о постановке Гончаровым фильмов «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия». Среди артистов труппы Гончарова были будущий режиссёр Пётр Чардынин, молодой артист Иван Мозжухин, знаменитая Вера Холодная и одна из первых артисток кино Александра Гончарова.
Как снимали «Оборону Севастополя»?
Когда Гончаров задумал снять фильм «Оборона Севастополя» на месте трагических событий Крымской войны, да еще с привлечением многочисленных войск и кораблей, над ним лишь посмеялись: это дело, мол, неподъемное даже для богатых французских кинофабрикантов. Но неутомимый Гончаров добился высочайшего покровительства членов императорской фамилии и взялся за работу с неистовым азартом и громадным размахом. Он отправил в Крым целый вагон военного обмундирования полувековой давности, заказал несколько тысяч бомб, гранат и дымовых шашек, в Севастополе быстро перезнакомился со всеми начальственными лицами города.
Гончаров добился разрешения полковника Княжевича (в 1914 г. губернатор Тавриды) привлечь к съёмкам кавалеристов Крымского конного дивизиона. Газета «Петербургская газета» от 8 (25) июня 1911 года писала о съёмках фильма:
«В Севастополе в течение нескольких дней происходил настоящий бой. Топили наш флот на том самом месте, где действительно это событие совершалось во время обороны. Делали атаки на Малахов курган и отбивали их, устраивали генеральный бой на всех бастионах, в которых участвовало несколько тысяч человек и израсходовано около 3 тысяч разрывных снарядов, и все это делалось ради кинематографа, воспроизводящего в точности картину обороны».
В съемках принимали участие ветераны обороны Севастополя 1854-55 годов.
Ветераны обороны Севастополя. |
Василий Михайлович Гончаров, по словам его современников, создал «киноалфавит» для режиссёров. На его похороны в 1915 году собралась вся кинематографическая Москва. На венке фирмы «А. Ханжонков и К°» была надпись: «Вечная и добрая память первому русскому кинорежиссеру».
В. НИКОЛАЕВА, Тихорецкий краевед.
А. ЖИДКОВ, директор историко-краеведческого музея.