«Опять эту Украину весь день по телевизору показывали...сколько можно...???» - стала случайным свидетелем диалога на автобусной остановке.
Перебивать «уставших» от нашей общей беды не стала, только задумалась, а есть ли ориентир или критерий, по которым можно измерять, сколько правды выдавать?
Получасовой беседы с семьями Олейник, Рощупкиными и Дубовыми из Украины, которые уже вторую неделю гостят в Тихорецком районе, хватило, чтобы понять, что правды много не бывает, а еще, что правда бывает военная, мирная, ложная, разная.
Самым первым в наш район приехал Александр Дубовой с женой Анной. Еще в мае он понял, что иммиграции не избежать.
- Про посёлок Крутой и Татьяну Мартынову, которая готова была нас принять, узнал от сотрудников МЧС, - начал издалека Александр, - приехал, провел «разведку» и понял, что можно с детьми переезжать. Главное, что сухо здесь и кров над головой. Нам тут все дали - новые подушки, одеяла. Спокойное, безвоенное лето обеспечено.
- Спасибо всем - и правительству вашему, и Ростову, который радушно нас принял на границе, - добавляет на правах тещи Лариса Олейник. - Мы вообще, знаете, думали, что главное - границу пересечь с Россией, и будет легче. Но если бы остались одни, даже не знаю, что бы было. Денег нет, документы за один день не оформить. Даже квартиру нам не снять, мы просто не потянем... Спасибо мчсовцам Краснодара, которые помогли найти ваш городок, огромное спасибо замечательному человеку Татьяне Ивановне Мартыновой за чуткость и за всё, что она для нас делает, и спасибо вам за то, что вы неравнодушны.
Убегая от ужасов гражданской войны, эти семьи не заметили, как проехали сотни километров на такси, потратили половину своих сбережений, оставили все нажитое.
- А у меня дома остались любимые туфли на каблуках, - с досадой делится пятилетняя Юля, - еще кот в Новолуганске, собака...он такой человек умный... Но я туда возвращаться не хочу...
Будущая балерина на вопрос: «В Тихорецком районе нравится?» - ответила, не задумываясь: «Здесь красиво, и коровки, и природа... Здесь тихо, не взрывают...».
- Бомбить стали так близко, практически в соседних дворах, мы покидали вещи в сумки и рванули на вокзал, - продолжает одну на всех общую историю Галина Рощупкина. - Но на автобусы билеты на два месяца вперед распроданы. Я так боялась за дочурку. Да, мы бросили квартиры, вон Лариса Кимовна и коз, и кроликов, все хозяйство оставила на произвол судьбы, но, главное, мы живы и наши дети живы. А Юля, вторая дочь Ларисы Кимовны, вообще беременная у нас.
В посёлке Горловка у Гали осталось пять сестер, и у каждой по двое деток. Они не могут покинуть Украину. Не могут уехать многие, потому что нет средств. Иммигрировать имеют возможность лишь те, у которых есть хоть какие-то сбережения и возможность поменять гривны. Но из-за низкого курса даже то, что удается поменять, оказывается каплей в море.
- Если раньше меняли один к трем или четырем, то сейчас один к одному, - дав высказаться дамам, продолжает Александр, - получается, что наши 2000 гривен это 2000 рублей, но что это для 10 человек - сами понимаете.
- Наши украинские СМИ почему-то говорят не всегда все как есть, - берет слово Галина Кимовна. - Но весь мир знает и понимает, что к чему. У нас - фашизм и нацизм. Это нужно останавливать там, в самом эпицентре.
Я сюда поехала ради девочек. Хочу, чтобы они росли без страха, не прятались по подвалам во время бомбежек.
Сегодня бывшим жителям Донецкой области не хватает многого. Они будут рады любой помощи, ведь им все придется начинать с чистого листа.
Учитель музыки и профессиональный массажист, грузчик, мама в декрете, работник аграрного комплекса, собираясь вечером за чаем под тихим тихорецким небом, мечтают о мире на украинской земле.
И это и есть их правда, правда войны и мира, правда бескорыстия и нужды. Правда не нуждается в количественных или качественных показателях, как и добро, которое не прекращают делать тихоречане для наших украинских собратьев.