Ивану Баскину и его товарищам-казакам крымчане благодарны за помощь, оказанную десять лет назад. Фото Виолетты ГАВРИЛЕНКО.
Казак Тихорецкого городского казачьего общества Иван Баскин - непосредственный участник исторических событий десятилетней давности.
Крымчане хотели домой
В 1954 г. партийное руководство Советского Союза без учёта мнения жителей передало Крым из РСФСР в УССР. В 1991 г. на основании преступного «беловежского сговора» Крым и Севастополь оказались в составе «нэзалежной» Украины. Только в 2014 г. состоялось их долгожданное возвращение домой.
22 февраля 2014 года на Украине произошёл государственный переворот. 16 марта в Крыму состоялся референдум о статусе автономии, на котором более 90 % пришедших на избирательные участки высказались за вхождение республики в состав России.
18 марта президент Владимир Путин и руководство Крыма подписали договор о вхождении нового субъекта в состав России. Этот исторический по своей сути документ одобрили Госдума и Совет Федерации.
- В 2014 году мне ещё и 25 лет не исполнилось, - вспоминает, улыбаясь, в начале беседы Иван БАСКИН. - Несмотря на юный ещё возраст, мне как активисту Тихорецкого городского казачьего общества в начале февраля предложили поехать в Республику Крым. Дали сутки подумать, но я для себя всё сразу решил: поеду, чтобы поддержать крымчан в их благом деле.
Это было время, когда в центре Киева во время так называемого Евромайдана произошёл антиконституционный переворот. В бывшей союзной республике незаконно свергли президента и взяли курс на отдаление от России, на вступление в НАТО. Жители Крыма в абсолютном своём большинстве не хотели жить в составе такой Украины. Они решили провести референдум, на котором поставили вопрос о возвращении региона в состав Российской Федерации. И мы, кубанские казаки, были в числе тех, кто решил им помочь сделать выбор в спокойной обстановке, не допустить провокаций. Не меньше десяти ребят из Тихорецкого районного общества быстро собрались и отправились в путь.
Куда еду? К «тёте», в Ялту!
- Как добирались до Крыма? - спрашиваю Баскина, которому 11 мая исполнится 35 годков.
- Обычным в то время маршрутом - на пароме из Тамани, крымский же мост уже позднее построили! В Керчи встретили украинские пограничники, и мы, если честно, чуть сразу же «не спалились». Потому что во время осмотра выяснилось: у всех нас - одинаковые продукты, почему-то никто из отправляющих об этом не подумал! Стражей границы это насторожило, меня как молодого, наверное, начали расспрашивать: почему так? Отвечаю - совпадение, наверное.
- Куда следуете? - задал мне ещё один вопрос пограничник.
- К «тёте», в Ялту, - ответил я. Наверное, убедительно, потому что и мне, и большинству товарищей по группе открыли зелёный свет. А вот одного парня всё-таки «тормознули», отправили домой - не знаю, чем он не приглянулся «гостеприимным хозяевам».
Дальше мы на автобусе приехали под Армянск, на Турецкий вал. Там на блокпосту работали совместно со спецподразделением «Беркут», которое после майдана перешло на сторону России. Нам дали оружие, чтобы мы могли предотвратить попытки украинских националистов прибыть в республику и сорвать всенародное голосование.
Там, где камера, - жди провокацию
- Считаю, что за полтора месяца, что там находились, с поставленной задачей справились. А за пару дней до референдума, который состоялся 16 марта, нас перебросили в Симферополь, столицу региона. Здесь, к слову, без провокаций не обходилось - кое-кто из местных или засланных националистов то и дело пытался «баламутить».
Кстати, мы очень скоро поняли, что, если к тому или иному месту в центр Симферополя приезжают иностранные журналисты с камерами - жди провокаций! Подумав, мы нашли способ предотвратить их. Группой по два-три человека в гражданке стали ходить по маршруту. Как только замечали автомобиль зарубежной прессы, сразу же сообщали об этом.
Такая слаженная работа помогла избежать большинства конфликтов. Референдум прошёл в назначенное время. Жители Крыма сказали однозначное «да» за возвращение домой, в состав России. Спустя время горжусь, что принимал в этом участие.
Вместо послесловия
- У меня - самая мирная профессия, - говорит в завершение коренной житель нашего города. - Окончил Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта по специальности «строительство и эксплуатация зданий». Семь лет выезжаю работать на Север, оттуда жену Светлану привёз. Вот что хочу сказать: после включения в состав России новых регионов их ждёт большая стройка! Это радует - значит, мирная жизнь там наладится.