Всякий раз, когда приближается очередная дата начала Великой Отечественной войны, неизменно возрастает интерес к её участникам, событиям тех уже далёких от нас, но памятных дней. Время неумолимо. Всё меньше живых свидетелей тех тяжёлых испытаний, выпавших на долю нашего народа. Тем важнее любые дошедшие до нас вести из тех кровавых сороковых.
Когда наш земляк Александр ЛИТВИНЕНКО писал эти письма? Перед боем? После боя? А может, в перерывах между ними? Как в песне: «Дорогая моя, на переднем у нас передышка, Спят бойцы, тишина на другом берегу...».
И решает солдат отправить весточку родным. Вот побежали быстрые строчки. Красивый почерк, практически без единой ошибки, ведь он - учитель, добровольно оставил Архангельскую школу и пошёл на фронт. В первых письмах, желая успокоить родных, он незатейливо шутит:
"Здравствуйте, дорогие архангелы чи биш архангелевцы - мама, Виктор, Нюся! Шлю свой пламенный привет, вы уж не думайте, что я на Севере, так и пламень моего сердца застыл. Правда, здесь еще холодина и снегу уйма, но может ли это заморозить человека, у которого по жилам течёт кавказская кровь джигита. Мама, ты ведь помнишь, как мы с Виктором джигитовали на палочках верхом с деревянными кинджалями да шаблями (не забыл, что не выговаривал некоторые буквы). Вот я вспомнил то время и считаю себя хоть не первоклассным, но всё же джигитом. Сейчас, правда, постарел и лихостью немного сдал. Вот жаль только, что не разрешают мне усы отпускать да чуб заводить, как ярому кубанцу. Посылаю вам фото без чуба, так аж слеза прошибает..."
Последующие письма серьезнее, обстоятельнее.
"В свободное время можно подумать о себе, о своих родных, о семье. Это ведь нечасто бывает в нашей жизни и как сладко бывает, когда бываешь наедине и перед тобой пройдут все прожитые годы, все радости и невзгоды, все родные и близкие. Мама, ведь мы не виделись уже больше четырёх лет, из них почти три года в моей жизни войны, невзгод и лишений. Сколько изменилось в жизни, сколько произошло перемен. Я уехал от вас почти мальчиком, а сейчас овеянный ветрами войны, может быть, совсем не похож на того Сашку, которого Вы знали четыре года тому назад. А ты, моя мама, наверное, постарела, поседела, залегла не одна лишняя морщинка. Особенно сейчас, в эти годы, когда материнское сердце всё время болит о своих детях, когда нет-нет да и поплачешь, вспомнишь о том, что где-то сыновья. Мама, вот ты сейчас, наверное, всплакнёшь, читая это письмо. Ну что ж, пусть будет так, только пусть это будут слёзы радости за своих детей. Пусть гордость, что сын защищает Родину, ободрит тебя, а я уж не подкачаю, будь в этом уверена.
Мама, прошу только об одном: не сильно беспокойся обо мне, помни, что об этом я и сам думаю, - не ребёнок ведь..."
Стараясь поддержать семью материально, он отправлял своё денежное офицерское пособие. Не дай бог, мама будет голодать! И писал, писал письма, которые мать с радостью ждала и неоднократно перечитывала. Они были разные: шуточные, озорные, беспокойные, любящие.
"...Мама, сегодня я увидел в газете о том, что нашу станицу освободили. С каким нетерпением я ждал этой вести. Сколько радости. Но теперь одно хочется узнать побыстрее, как вы, все ли живы, все ли в родной Архангельской...".
"...Мама, сегодня ведь мне сравнялось 23 года. Какой большой, скажешь, правда, а? Вот так-то, мамуля. А я ведь уехал когда в Ростов, помнишь, от тебя в 17 лет, как всё пролетело. Так можно и состариться, пока домой попадёшь. Жаль, что нет возможности сфотографироваться хорошо, чтобы посмотрели, как изменился я. Сейчас у меня чуб, усы, ну казак что треба, хоть Кузьмой Крюковым зови, только вот на папиросных коробках чего-то не рисуют еще, чёрт его знает, почему начальство такое упущение делает?.."
1 сентября 1944 года. Это письмо Александр не успел отправить сам. Через три дня после своего дня рождения, 4 сентября 1944 года, он умер от ран в польском госпитале. А его мама, Клавдия Федоровна Литвиненко, получила небольшую бандероль с вещами Саши, этим последним письмом, двумя маленькими фотографиями и письмом командира... "Дорогая Клавдия Федоровна! Это письмо принесёт Вам большое горе - ваш сын Александр Яковлевич Литвиненко, 1921 года рождения, был 4 сентября 1944 года... тяжело ранен и от полученных ран скончался в госпитале...
11.09.1944 г. командование части 54303-"Д".
От редакции: эти письма нашего земляка Александра Яковлевича Литвиненко с фронта и комментарии к ним прислал в редакцию краевед, наш постоянный автор Геннадий Алексеевич ЛЕЛИКОВ из ст. Архангельской. Спасибо ему за его работу и помощь в поиске героев, патриотов земли тихорецкой.