Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых - войны не проходят бесследно.
Многим матерям, сильно поседевшим за то время, не суждено было встретить сыновей своих у родного порога. Хочется всем тем, у кого погибли сыновья в Афганистане, низко поклониться от всех, живых, и сказать, что сыновья их остались верными до конца своему воинскому долгу, Родине.
Зимний дождь уже хлеcтал по обледеневшим деревьям. Звонкие ветки бились на жгучем ветру, а морозная стынь все не отпускала живой плоти.
Много лет назад точно так же сковала ледяная жуть непосильного горя и материнское сердце Анны Николаевны Белоусовой.
Незримые нити, связывающие двух родных людей, или душа, отлетая от израненного осколками Сережиного тела, послала материнскому сердцу прощальную весть, и сквозь пелену мучительного сна закричала Анна Николаевна страшно даже для самой себя:
- Нету больше моего Сереженьки живого!
За гoд до отправки Сережи в армию умер его отец. А в ночь перед этим приснился Анне Николаевне сон, что упала на крыше труба. Этот же сон привиделся ей еще раз, только уже в день гибели сына. Зная его зловещее значение, она пыталась во сне трубу вернуть на место, но та упорно рассыпалась на кирпичи.
Обреченная, придавленная еще никому не высказанным горем, онa ходила вдоль своего дома и смотрела на дорогу, зная наверняка: скоро привезут ее кровинушку.
Печальный эскорт остановился на дороге в пять утра, вошли во двор трое военных и молча сняли фуражки. А сердце Анны Николаевны словно ухнуло в глубокий и черный колодец, захолонув на дне его безжизненно и навсегда.
Люди разбивали деревянный ящик с надписью "Белоусов". И снова обрывалось сердце и катилось в черную бездну: "Так вот почему Сереженька так спешил жить. Недолгой была дорожка его судьбы".
Когда все его друзья повестки в военкомат получили, а он нет, помчался к почтальонке. Оказалось, и впрямь не донесла уставшая за день женщина повестку. А в армию-то - завтра. Что творилось тогда в доме, во дворе! Столы накрыли щедрые, на удивление много пришло народу.
Старший брат Сережи Николай на следующий день сам отогнал в бригаду его трактор, который из-за спешки остался стоять у двора. А после похорон Николай долго и терпеливо писал в Сережину часть, пытаясь узнать обстоятельства гибели брата.
Пришло долгожданное письмо, только тогда, когда Серёжин призыв весь уволился в запас. И снова всколыхнулась в сердце тяжелая боль того дня, когда погиб в бою Сережа Белоусов. Покинув накрытый снарядами танк, он еще долго отстреливался вместе с экипажем. Но осколки снарядов изрешетили тело и голову бойца.
- Схоронили Сережу, а через три дня бежит по улице Андрюшка, сын Николая. Размахивает конвертом с воинским штемпелем и кричит не своим голосом: "Дядя Сережа нам письмо прислал!". Развернули конверт, Сережин почерк, его полные спокойствия и любви слова: "Не беспокойся, мама, у нас все хорошо, у танков наших толстая броня." И дата: 15 сентября 1983 года, 12 часов дня. А через полчаса Сережа погиб.
Он достался Анне Николаевне непросто. Еще когда под сердцем носила сына, неловко спрыгнула с лавки, и врачи спасли жизнь обоих операцией. Судьба дала им шанс испытать радость любви и общения друг с другом. Но зачем, чтобы через годы убить обоих? Сына осколками снарядов, но ведь и материнское сердце растерзали те же осколки. Не зря же говорят, что пули, убивающие сыновей, стреляют и в материнское сердце...
Юлия МАЛЫХИНА, студентка Кубанского аграрного университета.