Мои дедушка и бабушка Анатолий Анатольевич и Тамара Тихоновна Топорковы в этом году отмечают большой праздник – 50-й день рождения своей семьи.
Их история самая обычная и ничем не отличается от тысячи других, точно таких же. Когда я завела со стариками беседу о начале их отношений, они много мялись и старались перевести тему разговора. Я подумала, что стесняются. Но когда деда все-таки удалось разговорить, пришлось признать, в истории их любви было совсем мало романтики и ярких эмоций, которые не забываются всю жизнь.
Дедушка и бабушка познакомились на тихорецком заводе им. Воровского. Дед с гордостью рассказывает, что все его коллеги раскрывали от удивления рты, когда бабушка проходила по цеху, - такой она была красавицей. Сам же дед долго не раздумывал, в конце рабочей смены подошел к бабушке, познакомился и предложил проводить домой. С того дня они иногда стали вместе ходить на танцы. Был 1957 год.
- Так мы и общались, - продолжает дедушка, - а в 1960 меня забрали в армию.
- То есть до того, как тебе уйти в армию, вы с бабушкой уже три года встречались?
- Нет, – уверенно отвечает на мой вопрос дед. – Не было такого понятия «встречаться». Просто дружили, раз в месяц-полтора ходили танцевать, а после я провожал ее домой. Все мои товарищи знали, что вот эта девчонка (дед кивает в бабушкину сторону) со мной.
Бабушка тоже подтверждает, что они с дедом не встречались, и она даже не обещала дождаться его из армии. Просто пришла проводить друга. На вокзале они даже не поцеловались на прощание.
- Все три года, которые служил, он писал мне, - рассказывает бабушка. – Иногда в письмах я находила засушенные цветочки. Сказать честно? Я думала, что за дурачок этот Толька, что сухую траву мне в конвертах отсылает…
Однажды дед получил письмо от своего товарища. Тот спрашивал, что за отношения у него с моей бабушкой и будет ли дед на ней жениться.
- Я тогда такой ответ написал ему, - хмурится дед. – Здравствуй, друг! Я сейчас за три тысячи километров от дома. Как ты общаешься с Тамарой, я не знаю и никогда не узнаю… Но, как только отслужу и вернусь, сразу зайду к тебе и дам по голове.
- Да? – удивляется бабушка и пожимает плечами. – Хотя, наверное, это действительно так и было. Потому что за мной ухаживал Вовка. Ухаживал, да и ухаживал. А потом вдруг перестал даже смотреть в мою сторону… А это, оказывается, дед постарался!
Все-таки странная была молодежь в то, советское послевоенное время, они не встречались, за ручку не гуляли, не целовались, из армии дождаться не обещали, но если вдруг что – то сразу «дам по голове». И самое интересное – те, кто должен был «получить», понимали все с первого раза и самоустранялись.
Проехав за годы армейской службы полстраны, мой дедушка вернулся в родной Тихорецк. Рано утром, сразу с поезда, он пошел к бабушке.
Через месяц после этого дня мой дедушка сделал бабушке предложение. Вместо отца (он к тому времени, к сожалению, умер) дедушка позвал соседа, и они пошли сватать мою бабушку.
Расписывались в клубе имени Меньшикова 16 февраля 1964 года. Регистрация, как сейчас ее называли бы, была неторжественной. Большой праздник молодожены для друзей и родных устроили через неделю - 23 февраля.
- Вот и все, - говорит дед. – Свадьба была веселая. А на следующий день мы с Тамарой проснулись рано утром, позавтракали и пошли к себе домой. А еще через неделю наступила неожиданно ранняя и очень теплая весна, и мы впервые вместе занялись работами в саду.
После той первой совместной весны они встретили и проводили еще 49 весен, и очередная, 50-я по счету, уже наступает.
Как и большинство пар, они вздыхают и повторяют, что пережили вместе всякое – доброе и худое, проблемы и радости. И, как большинство людей, они не могут толком ответить, в чем же состоит секрет столь продолжительного семейного счастья. Бабушка говорит, что главным качеством супруга считает надежность. Дед уверяет меня, что без бабушкиного терпения они и дня не прожили бы рядом.
А я думаю, что все 50 лет они ни на день не переставали любить друг друга.
Яна ТОПОРКОВА.