Почётный гражданин Тихорецкого района, фронтовик, освободитель нашей земли от немецко-фашистских захватчиков Леонтий Гаврилович Друзев радушно приглашает нас в гости. О себе говорит, что он "парень хоть куда, молодой и задорный". Леонтий Гаврилович любит музыку, балагур и душа компании, сам играет на баяне и знает много песен. Метким словом, весёлой частушкой и природной доброжелательностью он может вызывать улыбку даже у самых серьёзных барышень.
В доме у Леонтия Гавриловича тепло и уютно, много старинных фотографий. Наше внимание привлекает пожелтевший от времени фронтовой снимок, на обороте которого подпись "Славянск-на-Кубани, 1943 год". С фотокарточки смотрят молодые солдаты, среди них и наш герой, совсем ещё мальчишка, рядовой Друзев.
- На этом снимке наш отряд разведки, во главе с командиром старшим лейтенантом Казимбетовым, - рассказывает Леонтий Гаврилович. - Отчаянные все парни были, сорвиголовы, а других в разведке не держат. Всегда впереди, на самом опасном участке фронта. И в Тихорецк мы заходили первыми, под покровом темноты, со стороны зерносовхоза. Затем разделились, наш отряд пошёл влево, в сторону нефтебазы (район нынешнего мотодрома). Встретили женщину, которая сообщила, что здесь находятся пленные под охраной немцев. Мы "сняли" охрану, освободили пленных и двинулись дальше, в сторону реки Челбас.
Когда передовые части дивизии, не встретив на своём пути ожесточённого сопротивления, обогнув Тихорецк, вышли к реке Челбас, в низине, как на ладони, лежала родная станица Новорождественская. Молодой солдат вспомнил, как летом 1942 года уходил отсюда в действующую армию. Призывников провожали всем колхозом. Они пешком дошли до Махачкалы, здесь их переодели в военную форму, которую выдали не по размеру. Пришлось самим брать в руки нитки, иголки и подгонять под себя гимнастёрки и галифе.
В декабре 1943 года начали готовиться к наступлению: "Отступать больше некуда! С нового года будем гнать немцев с родной Кубани!" - сказал, как отрезал, замполит. А уже первого января советские войска перешли в контрнаступление. С боями освобождали Северный Кавказ, Ставрополье. 29 декабря освободительные части Красной Армии ступили на Тихорецкую землю, а 30 января освободили город.
И вот Леонтий Друзев увидел свою родную станицу: "Как там мама, сестра?".
- Товарищ командир, разрешите домой зайти, близких проведать, - несмело спросил солдат у своего начальника. И ему разрешили! Приказали оставить оружие, а на утро следующего дня, "как штык", быть в станице Старолеушковской.
- Я не бежал, а летел домой! - вспоминает Леонтий Гаврилович. На следующее утро он уже был в расположении части.
1943 г. Рядовой Леонтий Друзев с товарищами (стоит вверху крайний справа) |
Первый боевой орден Красной Звезды Леонтий Гаврилович получил за военную операцию весной 43-го в плавнях, в районе Славянска-на-Кубани. Отряд из пяти разведчиков получил задание "взять языка". Под покровом ночи, на резиновой лодке, двинулись на опасное дело. Обнаружили телефонный кабель фашистов, перерезали его и, в засаде, стали ждать связиста, который должен прийти исправить порыв. Но вместо одного-двух человек, пришёл отряд рослых фрицев, да ещё и с пулемётом.
Завязался бой. Застрочили автоматы. Последнее, что помнит Леонтий Гаврилович, взрыв гранаты. Когда очнулся, бой уже затих. В темноте услышал, как рядом с ним, по камышам, кто-то крадётся. Думал, свой. Оказалось - фриц. Тот начал убегать, но Леонтий его догнал и арестовал. Догнал своих товарищей, "языка" погрузили в лодку и доставили в штаб. Оказалось, он дал ценные сведения.
Леонтий Гаврилович участвовал в десанте на Керченский полуостров, который был защищён неприступными оборонительными сооружениями. Здесь наши войска встретили ожесточённое сопротивление немцев. Много погибло здесь наших солдат, а Леонтий Друзев был ранен в руку. После госпиталя его комиссовали.
Вот и снова ты, родная станица! Земляки встречали как героя. Мама плакала: "Живой, сыночек!" Сестра очень гордилась тем, что брат у неё фронтовик, она украсила орден красной лентой. А уже на следующее утро - стук в окно. Пришёл председатель колхоза:
- Выходи, Леонтий, на работу. Вижу, хорошо воевал, а теперь надо кормить тех, кто воюет, добивает фашистов на фронте.
С раненой, перевязанной рукой Леонтий Друзев в тот же день приступил к работе. Да так и трудился всю жизнь комбайнёром в колхозе, его уважают земляки за справедливость, трудолюбие и весёлый, жизнерадостный характер. Долгих вам лет жизни, Леонтий Гаврилович!
Фото автора и из личного архива Л.Г. Друзева.