15 декабря поздравления с 85-летием принимала жительница станицы Еремизино-Борисовской.
Летом корреспондент издания был в гостях у Раисы Ткаченко, в газете «Тихорецкие вести» о ней выходила статья. И в честь юбилея расскажем об имениннице, труженице и просто хорошем человеке теперь на сайте.
На одной из главных улиц станицы Еремизино-Борисовской стоит дом. Перед ним разбиты красивые клумбы. Заходишь во двор - отовсюду веет ароматами цветов и декоративных кустарников. Здесь живёт Раиса Ткаченко. 85-летняя женщина по привычке встаёт рано утром, идёт на огород, ухаживает за клумбами. Наработавшись, обедает со старшей дочерью Аллой, она живёт вместе с матерью.
Раиса Ткаченко родилась в 1939 году в станице Ильинской. В семье было шестеро детей. Отец работал председателем сельского совета, мама сидела с детьми дома. Перед революцией она трудилась кухрабочей в богатой семье.
- Когда я была маленькая, один из братьев пошел гулять с ребятами, - вспоминает Раиса Ивановна. - Подростки играли в мишени. Один ставил на голову предмет, это и была мишень, а другой стрелял из самодельного оружия. Брату выстрелили в голову, он скончался.
Бабушка по маме Раисы Ивановны жила в станице Еремизино-Борисовской, и семья решила переехать к ней. Здесь уже наша героиня пошла в первый класс.
Школьные не чудесные годы
- Учеба мне просто не давалась, - вспоминает женщина. - Не то, чтобы я не хотела учиться - наоборот, хотела очень! Вот после уроков прихожу домой, домашнее задание зубрю, а оно в одно ухо влетело, в другое вылетело. Память плохая, наверное. Мой старший брат с легкостью выполнял все задания учителей, а у меня не получалось.
После пятого класса Раиса пошла работать в колхоз на ферму. В 16 лет стала дояркой. За каждой работницей было закреплено 15 коров, доили их руками.
- Кроме того, что нужно было подоить коров, - говорит пенсионерка, - мы должны были сами им положить еду в коровнике, выгнать попоить, потому что в помещении, где их содержали, поилок не было.
Работа в колхозе оценивалась не как сейчас, ежемесячной зарплатой, а каждому ставили трудодни.
- Как и раньше, с работника брали налог, - вспоминает ТКАЧЕНКО. - Только из трудо- дней вычитать было нечего - для колхозников был свой налог. Если держишь корову дома, в хозяйстве, нужно сдавать определённое количество молока – рассчитывали, сколько нужно на фуражную корову. Кур держишь – значит, яйца сдавай. Свиней редко кто держал, но, если резали, отдавали определенную часть мяса.
Жизнь колхозников времен перестройки была непростой. На зорьке наша героиня шла доить коров, кормить и поить. Вроде работу выполнила, можно отдохнуть, ан нет! После этого нужно ехать на поле, где за каждым колхозником были закреплены ряды свеклы, которые нужно по жаре прорывать. Но Раиса Ивановна уверяет, что раньше летом так жарко не было, солнце не настолько палило - за чуть больше полувека климат изменился сильно. После поля - вечерняя дойка.
- Сейчас новые технологии, за доярку работает доильный аппарат, - говорит пенсионерка. - Сено тюкует трактор со специальным прицепом. Мы же делали все вручную, особенно трудно давалось ячменное сено - пот течет, пыль садится, всё тело чешется.
Он обернулся посмотреть
Работа работой, но молодежь 50-х и для танцев время находила.
- В клубе музыкальное сопровождение было, - говорит ТКАЧЕНКО. - Местный парень на гармони играл. А света-то нет, так мы по-тихому украдем дома у родителей керосина для лампы - в потемках не напляшешься. На одном из вечеров танцев я встретила своего Саню. Год мы дружили, а потом - свадьба.
В 1955 году 17-летняя Раиса и 19-летний Александр поженились. Стол по тем временам был «богатый»: толченка (пюре), вареные орешки (сладкое тесто в форме ромба варили в масле), квашеная капуста.
- Помню этот день, - задумчиво смотрит в окно героиня. - Ноябрь, снег, меня ведут подружки на встречу с женихом и передо мной тряпки трясут, это мое приданое - простыни, наволочки, подушки, одеяло. Обязательно нужно было показать, что невеста «не пустая».
Хорошей хотелось быть
Жить пошла Раиса Ивановна в дом жениха, к свекрови. Первое задание невестки - побелить потолки.
- Я-то с мамой жила, такого не знала, - смеется пенсионерка. - Но взялась, побелила, довольная. Тут свекровь приходит проверять и говорит: «Что же ты побелила? Вон цверкуны выглядают». А я знаю, кто такие «цверкуны»? Оказалось, что это пятна темные. Зато потом научилась. Так мы со свекровью прожили 15 лет, в том доме у нас появились три дочери: Алла, Наталья и Ольга.
Супруги Ткаченко, живя со свекровью, всю зарплату отдавали ей. Удивительно? Но они считали это нормой.
- Позже мы купили пустой план, - вспоминает героиня. - Почти за год с мужем построили дом. Потом мой Саня за три дня сам выкопал погреб, я после работы приходила, землю носила. Со временем к нам переехала свекровь, и мы снова стали отдавать ей получку. Так продолжалось семь лет, пока мама мужа не купила себе хату.
Свекровь начала звать детей купить с ней по соседству пустой план и построить дом.
- Понимала, что нам всё равно её досматривать в старости, - говорит Раиса Ивановна. - И начала мужа, её же сына, уговаривать. Он согласился, свой дом мы продали и пошли на пустой план вновь строить дом, за год осилили. По сей день в нем живу.
В 1968 году на прилавках сельпо был дефицит не только продуктов, но и хозяйственных товаров.
- Пошла с соседкой в магазин за стиральным порошком, - вспоминает Раиса Ивановна. - А его почти не было, продавщица говорит: «Отдам, если билеты Гослото купите». Они были по 30 копеек. Взяла три штуки.
О результатах тиража в то время узнавали в газете, и каково же было удивление борисянки, когда на одном билете номер сошелся, а приз - автомобиль!
- Пошла на улицу воды набрать, сама думаю: наверное, цифру перепутала, - рассказывает ТКАЧЕНКО. – Смотрю - бежит соседка, с которой билеты покупали, и кричит: «Бросай, Рая, воду, ты «Запорожец» выиграла!»
Большая семья - счастье
В конце 90-х умер супруг Раисы Ивановны, она осталась одна в большом доме. Одна, но не одинока - у нее три дочери, пятеро внуков, трое правнуков и один праправнук.
- Жили мы с Саней хорошо, - вспоминает героиня, утирая глаза. - Главное, что мы прислушивались друг к другу, всегда советовались и решали все вместе. Наверное, это залог долгой, счастливой семейной жизни.
Сейчас Раиса Ивановна окружена заботой дочерей, на пенсии времени много, и она занимается благоустройством двора. На клумбах Раисы Ткаченко каких растений только не встретишь - от полевой ромашки до декоративной земляники. И, конечно, в свои 85 она держит огород, сад и не собирается их бросать.